О механизме потери веры

Nov 18, 2016 16:56

Рассказывает англичанин Гордон Самнер:
Я учился в католической школе, был хорошим учеником, упорно занимался. Но... это было... не самое лучшее образование (смеётся). Совсем даже.
В каком-то классе я за год получил 42 удара розгами. Это почти как порезы от ножа. Они очень тонкие. И учителя нас частенько били.
За раз можно получить 6 ударов. Три можно вынести. Четвёртый - это мучительно. На пятом ты хочешь убить того, кто делает это с тобой. На шестом ты теряешь всякое уважение к авторитетам. Это было очень жестоко. Почти как в Средневековье. Я не испытываю ни к кому за это благодарности.

Вопрос:
Это как-то воздействовало на вас, ну, помимо физической боли?

Гордон Самнер:
Безусловно. Это заставило меня усомниться в самой идее милосердного Бога. Как минимум, в его наместниках на Земле. Это казалось мне очень жестоким. Я по-прежнему переживаю...
Гордон Самнер сегодня - взрослый, богатый, известный мужик.
Впрочем, последняя характеристика под вопросом, поскольку он полагает, что "мужчины сегодня - в некотором кризисе. Раньше нас делала работа, мы строили корабли, добывали уголь, что-то создавали. Теперь мы не знаем - кто мы. Думаю, мы сейчас ищем баланс: кто мы именно как мужчины".
Он серьёзно занимается йогой, регулярно совершает пешие паломничества по Гималаям, является сторонником легализации марихуаны и других наркотиков. Активно поддерживает организацию Amnesty International, считая её "одной из самых цивилизованных организаций в мире". Он активист экологического движения.
Рассуждая о путях развития человечества, высказывает сомнение в том, что людям нужна религия.
Последний вопрос:
Когда вы встретитесь с Богом, что вы ему...

Гордон Самнер (с сильным оживлением и удивлением):
Когда что?

Вопрос:
...встретитесь с Богом, что вы ему скажете?

Гордон Самнер:
Какой сюрприз! (1)

Гордон Самнер сегодня - наверное, один из типичных образчиков европейского образованного человека, западного интеллектуала.
Что в этом относительно типичном образе имеет значение для нас?
Уместно считать, что этот образ является результатом движения по пути, по которому шла Россия до 1917 года. Уже тогда отношение элиты общества к традиции было вполне характерным ( 2).
И не только к традиции духовной. И не только элиты.
Один из убийц царской семьи Исайя Радзиевский так рассказывал об отношении людей к убийству царя и его семьи:
"В это время нужен был революционный акт, чтобы поднять настроение...
И вот этим актом явился расстрел, кстати говоря. Потому что это такой подъём вызвало... Да-а. Большущий подъём. И очень хорошо, кстати, пошло формирование дополнительных частей..." ( 3).

о музыке, историческое, общественное, познавательное

Previous post Next post
Up