Оригинал взят у
vse_hramy в
Слово от автора для второй книгиОт автора
Когда приступаешь к какому-то важному делу, как, например, сейчас - к повествованию о прошлом и настоящем всех православных храмов нашего края, - всегда необходимо ясно понимать, что именно и для чего, с какою целью ты будешь делать.
Впрочем, вопрос даже не в важности дела. Вопрос в осознании содержания и смысла всего, что ты делаешь в собственной жизни. Ведь каждый твой поступок так или иначе влияет на всё окружающее - и значит, каждый твой поступок имеет свои значение и оценку. И эта оценка обязательно будет дана, будет вынесена и проявлена. Оценка каждому совершённому тобою поступку и, соответственно, твоей жизни целиком, складывающейся твоими поступками.
Вообще-то, это мечта. Настоящая мечта каждого нормального русского человека - чтобы все за всё ответили. Чтобы всё, совершенно всё, до мелочи - в поступках людей - получило свою настоящую оценку. Чтобы всё, что делают люди, прошло через суд. Через настоящий, честный суд.
Такова русская мечта о справедливости. Высокая и чистая, правильная и нужная - без которой непонятно, как мы сами и весь этот мир жили бы, - сама по себе справедливая мечта каждого нормального русского о высшей справедливости. И главное в этой мечте то, что она, конечно, сбудется.
Да и сбывается ежеминутно, пусть и не всегда в нашем нынешнем мире. Важно только не забывать, что, когда сам увидишь, как она сбывается, - сбудется она насчёт тебя самого. Тебя самого и оценят целиком и полностью, тою самою высшею справедливостью. А как она сбудется насчёт других - наверное, и не узнаешь. А если и сможешь узнать - скорее всего, не до того тебе будет.
А как же быть, чтобы оценка твоя собственная, то есть твоей собственной жизни, оказалась… ну, скажем, пристойной, сносной, что ли? Чтобы мера высшей справедливости, ждущая каждого, не размазала тебя в мокрое место (как это для неё вполне характерно, если судить о ней отвлечённо и со стороны, и не применяя её поначалу к себе, а применяя её к кому-нибудь другому)?
Это важный вопрос, и если отвечать на него по максимуму, тогда получается, что для сносной оценки нужно собственное соответствие какому-то образцу, сравнением с которым оценка человеку выносится. А какой у человека образец?
Если мы знаем, что
сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…
а потом Он пришёл в мир в образе человека, то, значит, образец человека один - это Христос. А, например, в родителях человека естественно видеть образ Бога-отца; несомненно, именно поэтому почитание их заповедано.
По этой же естественной и простой аналогии земная Родина человека является очевидным обозначением и символом, знаком, и земным образом горней действительности - настоящего Отчего дома каждого.
Вот таковы и образцы, сравнением с которыми выносится оценка человеческим действиям и всей его жизненной истории.
Возьмём простой пример, с Родиной, тем более что теперь, в наше время, это достаточно актуально.
В наше время, в первом и сейчас, во втором, десятилетиях XXI века, нам, русским, доступно, в общем-то, всё. Весь мир открыт перед нами. Можно жить, где хочешь. Вот только - как жить? В каком отношении с Родиной?
Ведь если, допустим, человек сознательно и добровольно, безо всякого внешнего принуждения, уезжает в другую страну навсегда, чтобы сделать её своим новым домом, - это закономерно означает, что на Родину ему вдруг становится наплевать. А что такое Родина, кроме сказанного? Это люди и их среда, историческая, культурная, языковая. Это они, эти люди, в этой среде тебя воспитали. Это они тебя кормили, поили, лечили, учили, взращивали. Сделали тебя тем, кто ты есть, при том, что ты, конечно, считаешь себя приличным человеком. И таких людей в жизни каждого всегда достаточно - бескорыстно давших тебе всё то, что тебя и составило, сформировало.
И вот, допустим, что кто-то вместо того, чтобы, получив даром данное ему ими, этими людьми, вобрав в себя всё - язык, традицию, знания, навыки, понимание мира и представления о нём, всё, что оказалось в нём хорошего, вместо того, чтобы воздать им и всей их среде хотя бы чем-то ответным, - показывает им спину.
Что это значит? Это значит, что человек совершил поступок, он пренебрёг своей Родиной. А может ли тот, кто готов пренебречь Родиной земной, оказаться достойным Родины горней? Конечно, нет. Справедливость-мечта, которая сбудется, вопиет против этого. Она говорит, что и пренебрегшим пренебрегут, когда он будет взыскивать... самого главного.
Беда нынешнего человека состоит в том, что он, зачастую, не помнит о самом главном. Не хочет помнить или не знает. О том, что короткие годы земной жизни - ничто в сравнении с вечностью, и каждый наш поступок, каждое наше осознанное действие ставит на нас печать - «не соответствует Вечности» или «соответствует».
Цель «соответствовать Христу» достижима, но, наверное, для единиц. И достижимость её для единиц её не отменяет. Откуда ты знаешь, что ты не из их числа, ведь образ Его - в каждом.
Да, чаще получается иначе. Но и в этом нет безысходности - несмотря ни на что, нам вручено спасение, нам подарено средство искупления обычных для нас слабости и ничтожества - подлинность покаяния, а при нём даже выверенный веками его общественный институт, Церковь.
В сравнении с целью «соответствовать Христу» цель «не пренебрегать земной Родиной, как естественным земным обозначением Родины Небесной» - гораздо проще для достижения.
Хотя и здесь не без сложностей.
Вот, например, нынешняя Украина - она тоже Родина для миллионов. А кто прав на Украине сегодня? Кто по-настоящему её любит и не совершает непоправимых жизненных ошибок?
Ведь одни там выступают за целостность и «унитарность» Украины, время от времени прилюдно выкрикивают «слава Украине, героям слава» или «москалей на ножи», считают героями Мазепу и Бандеру, а главное - воюют за единство своей страны на Донбассе. А другие - «слава Украине» не выкрикивают, к «унитарности» страны не стремятся и считают Мазепу иудой, а Бандеру - главарём поднацистского бандитского зверья.
Чтобы понимать, кто прав, и что нужно делать, чтобы относиться к Родине так, как должно, - нужно понимать, что такое Родина.
Если она - это очевидный земной аналог человеческого дома на Небесах, и задача человека - делать «что-либо для того, чтобы явления, сопутствующие человеческой земной жизни, всё больше наполнялись своим подлинным содержанием, - в частности, чтобы место, в котором человек родился и живёт, всё больше приближалось к соответствию собственному непреходящему небесному образу», тогда, например, наполнение своей страны ненавистью, в частности, к собственным согражданам, которые всего только не чтят тех, кого считают иудой или бандитом, и желают без ограничений говорить и учить своих детей на родном, русском, языке - это то, в чём, конечно, нет никакой правды, но есть очевидная и мерзкая нечистота.
Чтобы быть правым и относиться к Отечеству так, как должно, нужно соотносить всё, что ты делаешь, и само своё Отечество с высшим образцом, с его подлинной, определяющей его существо традицией.
Подлинная традиция чьего бы то ни было Отечества, любой земной Родины - это традиция Неба.
Есть ли на Небе ненависть? Нет.
Может ли быть на Небе разобщение? Нет.
Есть ли разница для Небес - кто ты по нации или на каком языке ты говоришь? Тоже нет.
Традиция Неба - это полнота правды и справедливости, превращающаяся в немеркнущий свет для всех получивших там своё восполнение.
Традиция Неба на земле - это плоды человеческого труда, наполненного стремлением к посильному возделыванию на земле правды и справедливости.
К примеру, в случае с нашей Родиной правда в одной из своих частностей состоит в том, что наша страна, как её ни назови - Русь, Киевская Русь, Московское государство или Россия, - создана православием. Именно оно объединило прежде разрозненные и не обязательно родственные по крови племена в один народ, построивший объективно великую страну. И наше единство, основанное в первую очередь на правде и справедливости нашей веры, - нам заповедано. Если мы, конечно, хотим соотносить нашу жизнь с Небом.
Вот и ответ на заданный выше частный вопрос - на Украине правы те, кто сейчас стоят насмерть против единства и «унитарности» нынешней Украины, против её ненависти и лжи, потому что их настоящая Родина - наше единое Отечество.
Традиция любого народа утверждается в нашем мире по-разному.
Наверное, основным способом такого утверждения является письменный. Мысль о правде необходимо, во-первых, принять нашим умом, во-вторых, как можно более верно и точно выразить и, в-третьих, записать в том или ином виде - иначе она не только не будет утверждена в этом мире, но будет просто потеряна.
Любопытно, что сказанное касается не только литературы, как, верно, можно подумать сразу. Это имеет отношение и к музыке, и к живописи, и даже к кинематографу - мысль автора в котором пишется на киноплёнку; впрочем, литература, конечно, главенствует в этом деле, ведь она - самый простой и, главное, прямой путь, чтобы сказать правду людям и сохранить её во времени. При этом нельзя не отметить, что всем, для кого Родина - Россия, повезло несказанно - традиция именно русского народа утверждается одними из самых замечательных людей, которые писали о правде; в нашей предыдущей книге они перечислялись, сделаем это и теперь: Пушкин и Гоголь, Гончаров и Достоевский, Аксаков и Тютчев, Бородин и Мусоргский, Балакирев и Глинка, Римский-Корсаков и Саврасов, Суриков и Перов, и многие другие.
Примечательно, что все перечисленные виды человеческого творчества являются «закрытыми» или «внутренними», «помещающимися внутри», разве что, кроме мимолётной музыки.
И только архитектура «помещается вовне», призванная складывать, формировать широкий зрительный образ народной традиции, выстраивать её внешнее, пространственное воплощение.
Широкий зрительный образ, внешнее пространственное выражение нашей, русской, традиции - это, вне всякого сомнения, русское церковное зодчество, которому, в частности, и будет посвящена настоящая книга. Другого архитектурного выражения нашей традиции, к сожалению или к счастью, почти нет; его можно искать в зрительных образах общественных построек, скажем, неорусского стиля, но их слишком мало и время возделывания этой родной нам стилистики было слишком коротким, чтобы стать сколько-то серьёзным внешним выражением русского мира.
Думаю, стоит особенно подчеркнуть эту вещь: для глаз людей русский мир и русская традиция - это образ русского храма. И совсем неслучайно происходящее прямо на наших глазах на той же Украине: «десятки храмов в Донбассе разрушены прицельным огнём» украинских войск и карательных добровольческих отрядов. Ненависть к России, её существу, ненависть к правде закономерно оборачивается стремлением и попытками уничтожить не только её защитников, но и её саму, пусть через уничтожение её зрительного образа, вещественного воплощения на земле - православного храма.
Следовательно, изучение и посильное культивирование русского храмового зодчества, истории Русской Православной Церкви и её храмов - это культивирование, возделывание русской традиции. То есть нашей правды.
Которая, как известно, одна. Не одна наша правда - а правда, которая одна, и она у нас.
Смелое заявление?
А как иначе по нынешним временам?
За месяц до написания этого текста среди множества других появилась новость:
«В Бельгии футбольный болельщик отложил день смерти ради любимой команды. Смертельно больной человек должен был уйти из жизни на несколько дней раньше. В его родной Бельгии эвтаназия разрешена законодательно - по графику врачи собирались умертвить 41-летнего болельщика "Брюгге" еще до того, как состоялся бы очередной тур чемпионата страны». Но болельщик отложил своё умерщвление, приехал на стадион вместе с 7-летней дочкой, посмотрел футбол и сказал: «Теперь могу уйти спокойно. Моя последняя мечта осуществилась. Отпраздную в раю». А потом его умертвили.
Вдуматься, человека умерщвляют по графику по его собственному желанию. И главное - он уверен, что будет праздновать в раю победу футбольной команды. Вот такие тебе, значит, теперь и образ, и подобие, и соответствие.
Спустя два дня пришла ещё одна новость:
«Американские бизнесмены считают, что запрет на однополые браки тормозит рост экономики США. Около 400 крупнейших американских компаний подписались под петицией в Верховный суд США с просьбой признать ЛГБТ-браки законными. Слушания по этому вопросу пройдут в апреле. По мнению представителей бизнеса, их сотрудники страдают из-за несоблюдения прав секс-меньшинств, что в конечном итоге приводит к замедлению роста всей американской экономики».
И это вовсе не новостные бомбы, не сенсации, это крохи, две будничных иллюстрации действительности не «русского мира».
А значит - когда приступаешь к какому-то важному делу, как, например, сейчас - к повествованию о прошлом и настоящем всех православных храмов нашего края, - всегда необходимо ясно понимать, что именно и для чего, с какою целью ты будешь делать - что именно возделывать, взращивать. Мне бы хотелось возделывать правду.
5 апреля 2015 года.