О «Возрождении» и тех, кто оказался сильнее. Босх

Apr 14, 2009 20:09

Говоря о людях, оказавшихся выше соблазна, я начал с Брейгеля по единственной причине - именно попавшиеся на глаза его гравюры дали ход изложенным мыслям.
Если же ставить рядом двух упомянутых мастеров, то необходимо сказать, что один, конечно, только продолжил дело первого. Первым был Босх, Брейгель был тем, кто увидел, понял и принял или, точнее, перенял, подхватил, переложил на себя, не позволив прерваться.
Эта связь очевидна. Ведь мы видим те же сюжеты и те же изобразительные приёмы, а главное - всё те же взгляд и оценку происходящего.
Совпадают даже какие-то образы, со всею очевидностью заимствованные Брейгелем у Босха:

Босх
(год неизвестен)


Брейгель
1557


Босх
1505-06


Брейгель
1557


Босх
1500


Брейгель
1557


Босх
1500


Брейгель
1557


Когда имеешь перед глазами высокий пример, когда знаешь, что ты не один, идти к цели всегда проще. Когда же ты первый, приступов отчаяния не избежать. Но и путь, по которому ты идёшь без подпорок, по которому ты идёшь вслепую, становится тогда бесценным свидетельством о настоящем выборе сердца.

Чтобы понять о том, какой выбор сделал Иеронимус Босх, нужно понять, чем было время, когда он жил.
Это было время, похожее на нынешнее. Строгость и бескомпромиссность, без которых никому не увидеть мира горнего, к середине 2-го тысячелетия от Р.Х. стали слишком тягостными для очень многих людей, живших на западе Европы.
Что позволяет нам говорить о строгости и бескомпромиссности и их связи с миром идеальным?
Единственно об этом нам и позволяет говорить христианская вера, поднявшая несколько веков назад эту часть мира из руин.
Христианство учит нас, что всё человеческое это прах. Любой человеческий, частный, интерес, то, что мы называем страстью или чувством, всё, подчёркивающее горделивую самость человека - всё это совершенно ничтожно и не имеет никакой цены в сравнении с тем, что принадлежит Вечности.
А чтобы узнать Вечность, необходимо понять, что такое общее, нужно рассмотреть его в себе и окружающем мире, понять его цену, а значит - понять и то самое ничтожество частного. Ничтожество совершенной частной свободы, т.е. свободы ото всего, частного закона или права, вступающего в противоречие с общим, любого частного интереса, не имеющего своею целью общее благо.

В живописи общее воплощает канон.
К середине 2-го тысячелетия от Р.Х. на западе Европы он был уничтожен.
Чем в действительности являлось торжество победивших, из самого тогдашнего времени нам могут рассказать сейчас только считанные единицы. Среди которых, конечно, этот замечательный голландец, Иеронимус Босх.

Несение креста



Семь смертных грехов

Детали:









Сад земных наслаждений
Часть 1 (центральная панель)

Часть 2 (правая створка)

Брейгель, Босх, о живописи, познавательное

Previous post Next post
Up