Загадочная и соблазнительная улыбка всех лиц Леонардо да Винчи, выражающая скептицизм, отпадение от Бога и самоупор человеческого “знаю”, есть на деле улыбка растерянности и потерянности: сами себя потеряли, и это особенно наглядно у “Джиоконды”. В сущности, это - улыбка греха, соблазна и прелести, - улыбка блудная и растленная, ничего положительного не выражающая (в том-то и загадочность ее!), кроме какого-то внутреннего смущения, какой-то внутренней смуты духа, но - и нераскаянности.
LEONARDO da Vinci
Mona Lisa (La Gioconda)
c. 1503-5
Oil on panel, 77 x 53 cm
Musée du Louvre, Paris
LEONARDO da Vinci
Leda and the Swan
1505-10
Oil on panel
Wilton House, Salisbury
LEONARDO da Vinci
Madonna and Child with St Anne and the Young St John
1507-08
Charcoal with white chalk heightening on paper
National Gallery, London
LEONARDO da Vinci
Head of a woman
c. 1508
Chalk on paper
Royal Library, Windsor
LEONARDO da Vinci
Leda
1508-15
Oil on panel
Galleria degli Uffizi, Florence
LEONARDO da Vinci
The Virgin and Child with St Anne
c. 1510
Oil on wood
Musée du Louvre, Paris
LEONARDO da Vinci
Bust of Flora
1510s
Wax, height 67,5 cm
Staatliche Museen,Berlin
LEONARDO da Vinci
St John the Baptist
1513-16
Oil on panel
Musée du Louvre, Paris