Нестиары в поездке с «Неизвестной провинцией» по Ветлуге (2021) были заявлены с вопросом. Никто там не бывал, дорога плохая и долгая - керженские леса, болота… Поэтому под занавес дня и оставили. Дорога - грейдерная. По деревянному мосту через речку Люнду автобус проскочил, высадив население и разбежавшись, при этом внутри моста что-то хрустнуло. Сразу родилось опасение, что теперь мы в капкане, ибо обратно - не факт, что проедем. В том числе, это м.б. и падение автобуса в речку вместе с раздавленным мостом.
После увиденного стало не то чтобы всё равно, но цель была достигнута - а дальше как получится. Конечно, если честно, благодаря стойкой уверенности, что мы-то в речке не окажемся. А вот за водителя было тревожно.
Село на глухом Нестиарском (Нестиярском) озере возникло в середине XVII из кустарного завода, где из болотной руды выплавлялось железо для нужд Макарьевского Желтоводского монастыря (по прямой не сильно далеко, однако ныне дорога туда представляет собой лесную колею). Озеро овальное в плане, метров 500 в поперечнике. Википедия гласит, что озеро имеет эоловое происхождение и не особо глубокое (20 м), и тем самым отличается от довольно соседнего (32 км) Светлояра, который «более глубже» (33,4 м) и про который популярна версия о его метеоритном происхождении (тут как бы сноска: когда я в микрофон стал об этом говорить, Михаил Ильин
uchazdneg начал подавать знаки несогласия, и я передал микрофон ему со словами: «Щас Михаил вам всё про метеоризм расскажет»). Озеро встретило нас в абсолютно тишайшем состоянии, как зеркало. Сверху висела серая туча, но на юго-западе горела полоска света, надо было только дождаться, когда она освободит солнце.
Тут вот даже привидение
kemenkiri проходило...
...без привидения
Никольская церковь (1849-1859) строилась помещиком Николаем Яковлевичем Стобеусом по проекту губернского архитектора (между прочим, выпускника Академии художеств) А.Е. Турмышева, который умер в процессе, в 1856, измененному Н.И. Ужумедским-Грицевичем - гражданским инженером, мастером уже новой формации, ваявшим рядовые храмы в тоновском духе и среднестатистические эклектичные дома. Тут ничего подобного нет - оригинальная позднеклассицистическая постройка, видимо, уже в процессе строительства дополненная «экзотическими» элементами - то ли русско-византийскими, то ли мавританскими. В 1930-х была закрыта, в кон. ХХ в. сгорели завершения. В виде обрубка досталась общине в 2006, к 2011 отреставрирована, и притом хорошо. В общем, памятник любопытный, да еще расположенный в каком-то фантастически уединенном месте, где мало кто из путешественников бывает. Жаль, не было времени уйти за озеро, чтобы снять храм с пейзажем. Но и так, последние кадры я делал практически на бегу, и последним запрыгнул в автобус. Как раз в это время началось максимальное светопредставление, и можно было бы повторить весь круг съемки. Но увы, меня никто ждать не хотел. Ну и довольствуйтесь теперь тем, что есть, и не в самых изысканных композициях!
Стадия ожидания
Дальше - немного озера и - самое главное!
P. S. Обратно автобус преодолел мост примерно так же. Некоторые деревянные элементы ухнули, подпрыгнув, но устояли. Но думаю, состояние моста мы заметно ухудшили (каемся-каемся :) )