Занимательная геометрия от детей Николая Львова. Часть 2. Старая Ольшанка

Aug 31, 2020 13:06

Старая Ольшанка. Населенный пункт ныне зовется Красное Знамя. Это Уваровский район Тамбовской области. В 1816 землю в Ольшанке на берегу р. Шибряйки купил генерал-майор Алексей Васильевич Воейков. В 1825 после смерти мужа хозяйкой усадьбы стала Вера Николаевна Воейкова, дочь архитектора Николая Александровича Львова, бабушка художника Василия Дмитриевича Поленова. Известны пейзажи Поленова с видами Ольшанки.
Я, конечно, не художник, но фантастический свет в один из приездов позволил запечатлеть Ольшанку не банально. Остальная съемка тоже прилагается :)




Церковь Воскресения Христа Спасителя (иногда именуется даже просто "Христа Спасителя", хотя престол в честь Воскресения Христова) построена в 1843-1860 В.Н. Воейковой в память мужа. Проект выполнил петербургский архитектор Роман Иванович Кузьмин (многие вспомнят его собор в Гатчине с похожими "тыквенными" куполами) в соавторстве с худ. К.А. Молдавским (именно ему принадлежит идея плана). Несмотря на то что фасады решены в обычном для того времени в русско-византийском стиле, храм имеет оригинальную трехосную структуру, две башни-колокольни и одностолпное помещение усыпальницы в цокольном этаже. В интерьере были фрески «Тайная вечеря» и «Святое семейство» П.П. Чистякова.













Над восточным "углом" был грушевидный купол (хотя логично было бы предположить такую же шатровую башню, как на западном фасаде).













2016 г.



2017 г. В барабан вставили цветные стекла.






Крипта-усыпальница.

Храм был закрыт в 1930-е, внутреннее убранство не сохранилось. Сейчас возвращен РПЦ, ремонт ведется черепашьими темпами, качество проведенных работ ниже плинтуса и внушает опасения за будущее памятника.



2018 г. Новая кладка крыльца...


2018 г. Вот что сделали с крыльцом и лестницей.


2017 г.















Для середины XIX века замысел поистине уникальный, совершенно рвущий тоновский шаблон стандартного кубовидного храма. Здесь множество ученых аллюзий - и храм гроба Господня, и центрические идеи Ренессанса, и паломнические храмы европейского барокко (в основном, немецко-австрийского).





В.Д. Поленов. Ольшанка


Видимо, работники "Ритуала" пострались. Не хватает слов: "Помним, любим, скорбим".



От усадьбы остался пруд и руины некоторых хозяйственных и служебных построек. В 2016 г. на берегу пруда установлен памятник В.Д.Поленову, похожий на могильную плиту, в 2018 - памятник М.А.Поленовой (ур. Воейковой, матери художника), совсем уж убогий, затем появился еще и бюст А.В.Воейкова. Прекрасное отражение момента и подхода: главное истуканов наставить, ленточки разрезать. Это гораздо проще и быстрее, чем научная реставрация уникального памятника, этим можно отчитаться.



2018 г. Это безусловный шедевр, т.н. памятник матери художника, Марии Алексеевне Поленовой!












Новая беседка поставлена недалеко от места усадебного дома.

Трижды мы привозили в Ольшанку группы. И один раз, в 2017, случилось светопредставление. Те же тучи, которые потом продолжили свое суровое шествие в Бобылевке, уже на закате. А тут они стали грозным фоном. Вертикальные дождевые полосы шли на нас, а мы как раз уже уезжали. И потоп случился по пути в Бобылевку. Две усадьбы могли бы войти в один туристический маршрут, но для этого нужно "собрать пазл", т.е. разрушить границы в чиновничьих головах, а это пока утопично.



ОИРУ. 2016



Ёжик для привлечения внимания


"Извини, совсем закрутился!"



Облако над дорогой - уже после ливня. Район Мучкапа.

Занимательная геометрия от детей Николая Львова. Часть 1. Бобылевка

Тамбовская область, усадьбы, эклектика, храмы, ОИРУ

Previous post Next post
Up