Чехия. День 5-й. Часть 2. Паломнический костел на Зеленой горе в Ждяре над Сазавоу

Nov 21, 2016 23:41

Он заслужил отдельного поста. Он с трудом вмещается в мозг и рвёт все шаблоны. Вот попробуйте на глаз датировать и сказать, что это за стиль!
Именно к нему мы неслись, не досмотрев Градец Кралове и Литомышль -  службы в этом костеле бывают редко, в остальное же время вход по билетам, а в Чехии всё закрывается рано, и здесь касса до 16.00 (!), но мы заранее предупредили, и нас дождались к 17.00. Один из главных памятников всей поездки, гвоздь программы.






Итак, снова процитирую нашу программу.

ЖДЯР НАД САЗАВОУ / Žďár nad Sázavou. Зелена Гора / Zelenа hořа.
Паломнический костел Св. Иоанна (Яна) Непомуцкого (1720-1722, арх. Ян Блажей Сантини Айхл). Идея возведения на Зеленой горе паломнического храма возникла у аббата расположенного в 1 км цистерциаского монастыря в Ждяре (основан в 1252, упразднен в 1784) Вацлава Веймлува после вскрытия в Праге в 1719 мощей Иоанна Непомуцкого, когда был обнаружен нетленным язык святого. Священник Иоанн Непомуцкий в 1393 был мученически убит в Праге, почитался с XV в., официально канонизирован в 1729. Отделка костела продолжалась до 1740 под руководством арх. Франца Бенедикта Кличника. Закрыт в 1784 после упразднения монастыря, в 1791 прихожане начали ходатайствовать об открытии костела как кладбищенского. В 1800 вновь открыт, на территории появились не предусмотренные проектом Сантини захоронения. Выдающийся памятник т.н. «барочной готики» Сантини, в основу которого заложена числовая и геометрическая символика. Костел выстроен в виде пятиконечной звезды (по количеству звезд в нимбе святого), вписан в фигурную ограду, имеет 5 капелл, 5 входов. В интерьере алтарь (1727, по проекту Сантини), в зените купола изображение языка святого, появившееся в процессе отделки, когда костел приобрел в качестве реликвии лингулу - костную подъязычную пластину Иоанна Непомуцкого, принявшего смерть за отказ выдать тайну исповеди. В 1994 включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Вид на гору и костел с западной стороны



А это вид с северо-запада, со стороны кладбища.



Чтобы сразу было понятно, что это такое, разбавлю собственную съемку двумя сканами.



Десять лет эта картинка из путеводителя привела к возникновению мечты, которая воплотилась. Единственное - никого с дроном не было, чтобы снять примерно так. Впрочем, пейзаж с тех пор изменился: деревья, окружавшие вершину горы, уничтожили, обзор теперь со всех сторон.



А это план. Всё удивляюсь - безумно сложно при таком плане вычертить вручную фасады (сколько их, и какие они?), выполнить рабочие чертежи, донести всё до строителей и в итоге получить воплощенную, неисковерканную недопониманием идею.
Барочная готика - стиль одного архитектора, Сантини Айхла. В этой поездке мы посмотрели его главнейшие произведения - этот костел и монастырский костел в Кладрубах.

Как обычно говорят музейные экскурсоводы, "ну что же, зайдем в ворота галереи!"





Вид с юго-востока
Тут, стого говоря, вообще не очень понятно со сторонами света. Идёшь по кругу, и в буквальном смысле открываются новые грани.







Дополнительные ракурсы приносит галерея.



Сама она вот такая.



...И практически пустая.











Далее - фрагменты со странными эффектами динамики форм.











Далее - интерьер.







В подкупольной звезде изображен язык Яна Непомуцкого.
Мотив звезды тут всюду.





И обратите внимание на обрывающиеся тяги. Обрывают их звезда и подкупольный воздух :)







Наконец, сантиниевский "воздушный" алтарь.















Так выглядит галерея с боковыми капеллами.





И даже плитка пола вторит плану храма!

Теперь - на улицу, и просто следим за игрой форм и линий.







Меж тем как мы следим за игрой форм и линий, глазастые капеллы следят за нами.

















Занавес.

Продолжение следует.

Чехия. День 1-й
Чехия. День 2-й
Чехия. День 3-й
Чехия. День 4-й
Чехия. День 5-й. Часть 1

Чехия, храмы, ОИРУ, готика, барокко

Previous post Next post
Up