Белград мы объехали в темноте (ибо в большой город приехать легче, чем собирать мелочь по провинции, и смею надеяться, успеется) и очутились в Нови-Саде (как-то криво все-таки писать по нормам русского языка на дефисе славянское название из прилагательного и существительного - по сути-то надо писать "в Новом Саде").
На Воеводину - ту часть Сербии, которая относительно благополучно жила под австро-венгерской властью в XVIII- XIX веках, у нас ушло два дня. Очень конспективно, но, честно, скажу, после всего увиденного этого хватило. все-таки отобрали самое важное.
Предыдущие серии:
Часть 1:
Балканское кольцо. Часть 1. От Дубровника через Боснию и Герцеговину до Мокрой ГорыЧасть 2:
Балканское кольцо. Часть 2. Сербские монастыри и храмы. Рашская школа Часть 3:
Балканское кольцо. Часть 3. Сербские монастыри и храмы. Моравская школа Дворец Райхла в Суботице
Нови-Сад основан в 1694 сербскими купцами на противоположном от крепости Петроварадин (которая принадлежала туркам) берегу Дуная. Центр отстроен в основном в сер. XVIII - нач. XX вв. То есть, древностей нет, нет и шедевров, но есть приятная историческая среда, причем, европейская. Сербскость воеводинских городов слабо выражена. Даже православные храмы внешне схожи с католическими - зальные, с башнями над входом.
Заметили обычный европейский эффект: население - 191 тысяча (это без Петроварадина), а кажется, что не меньше какого-нибудь нашего Ярославля. Все дело в оформленности городского пространства.
Это центральная площадь с ратушей (градской кучей), построенной в 1895 по проекту Дьёрдя Молнара. Перед фасадом памятник писателю Светозару Милетичу.
На другой стороне площади неоготическая католическая церковь Святого Имени Марии (1892-1894, тот же Молнар).
У нее достаточно красивый интерьер с резными алтарем, кафедрой, киотами.
Православный Георгиевский собор (1734-1740, перестраивался в 1851-1853 и 1902-1905).
Длинный зальный храм, только в конце вместо католического алтаря иконостас.
И витражи, появившиеся при последней перестройке.
Рядом - резиденция православных епископов - неплохой эклектично-ренессансный дворец.
Синагога (1906-1909, арх. Липот Баумхорн). По меркам венгерского модерна и по сравнению с соседней Суботицей (дальше увидите) - скромно. Не действует: евреев почти не осталось.
Далее мы посетили пару фрушкогорских монастырей. Фрушка Гора - национальный парк. Минигоры посреди Паннонской низменности. Не сказать, чтоб потрясающе, но красиво.
Монастырь Ново-Хопово. Основан на руб. XV/XVI вв. св. владыкой Максимом. Включает в себя церковь Николы (1576) с оригинальной колоннадой вокруг барабана и колокольню (1753-1754).
В плане храм не сильно отличается от той же Манасии: три апсиды, конхи по бокам, нартекс, экзонартекс. Для XVII века архаично. Конический купол, дающий закавказский эффект, сфантазирован реставраторами взамен сложного барочного, существовавшего с XVIII в.
В интерьере фрески 1608 и 1654 гг. (греческие мастера). Мелочнно-повествовательные, напоминают наш XVII век.
Монастырь Язак стоит в небольшой долинке.
Первоначально основан в кон. XV в., в 1736 перенесен на современное место.
Церковь Троицы (1736-1758) показывает, как время для сербов после потери государственности почти замерло. Если бы не барочные верха (вероятно, не изначальные), выглядела совсем уж средневеково. Оба монастыря устроены по афонскому образцу - с келейными корпусами, П-образно охватывающими двор и имеющими с его стороны аркады.
В интерьере иконостас 1769 г. (мастер Димитрие Бачич). Прям почти Украина - витиевато, пестро, аляповато.
Тяжкий труд фотографа на монастырской территории.
Попытка мимикрии.
Самое интересное в Язаке - ослик!
...который оказался впереди нашего автобуса.
Палич. Курортный пригород Суботицы. Это водонапорная башня с воротами в парк (1912, арх. Марцелл Комор и Деже Якаб). Первое настоящее прикосновение к чумовому венгерсмкому модерну.
Суботица (по-венгерски Szabadka) - приграничный с Венгрией город. Население 100 тысяч. Известен с 1391, был населен преимущественно венграми, которых и сейчас почти половина. Сохранившиеся памятники относятся в основном к кон. XIX - нач. ХХ вв., среди них ярчайшие образцы венгерского модерна. Например, ратуша (1907-1910, арх. Деже Якаб и Марцелл Комор). Она порядком заросла, так, что толком не снять. Местами напоминает финские штуки, которые были построена раньше (взять хотя бы эркеры).
В Суботице как-то не задалось ни с православными, ни с католическими храмами - они есть, но неказистые. Синагога (1902, арх. Марцелл Комор) куда эффектнее! Наверно, одна из самых красивых синагог Австро-венгерской империи, которая вообще славилась здоровенными синагогами. в деталях есть, конечно, специфика, но в целом - узнаваемый венгерский модерн. И вообще похоже на пятиглавый храм :-)
Ограда сохранилась частично.
Здание национального (городского) клуба (ныне библиотека). 1895-1897, арх. Ференц Райхл. Нервное предчувствие модерна.
Греческий банк. 1907-1908, арх. Деже Якоб и Марцел Комор (создатели ратуши).
А этот дворец построил в 1904 году для себя архитектор Ференц Райхл. У нас бы назывался особняком. Один из самых эффекных памятников венгерского модерна, оказавшийся вне Венгрии. Тукт уже не финны вспоминаются, а Антонио Гауди.
Фасад отделан камнем и плиткой (все эти растительные орнаменты).
На параллельную улицу выходит корпус с садиком и оградой. Теперь там ресторан.
Дальше будет Хорватия.