Церковь в Пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля. Часть 1: о самой церкви

Nov 09, 2008 20:43

Давно обещанная кое-кому статья. Опубликована в сборнике "Архитектурное наследство" № 49. Статья большая, поэтому приходится ее дробить.

А.В.Слёзкин

Церковь Покрова в Пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля


Read more... )

неорусский стиль, статьи, храмы

Leave a comment

dr_lathomorum November 9 2008, 22:20:01 UTC
Спасибо за содержательный пост.
"...если синтетичность воспринимать как эклектичность, то таким свойством будут наделены не только другие работы Покровского, но и вообще большинство произведений неорусского стиля, за исключением откровенно копийных"
Да уж, эклектичности здесь вроде нет: всё основательно переплавлено.

Reply

av_otus November 10 2008, 08:08:07 UTC
Спасибо! Недавно на конференции я беседовал с ним (В.Г.Л.), его задели эти мои слова, но он подтвердил, что это его мнение. Ну а я просто высказал свое, без всякого умысла.

Reply

dr_lathomorum November 10 2008, 09:11:15 UTC
Думаю, что преодоление эклектического метода состояло не в отказе от использования "разнохарактерных приёмов". Вообще, в эклектическом "русском стиле", пожалуй, даже меньше этой "разнохарактерности": там, как правило, только XVII столетие и просматривается.
Дело, наверное, в алгоритме работы с источником(ами).

Reply

av_otus November 10 2008, 11:40:35 UTC
Да, пожалуй. Хотя археологичного копирования XVII века, поседовательного до конца, не так уж много (особняк Игумнова, церковь в шереметевском Высоком Н.Бенуа и др.). А взять, например, петергофский собор Султанова - там XVII век (мелочный декор, крыльца) смешан с XVI (композиция, треугольные кокошники), а обработанные аркатурой апсиды вообще не имеют аналогов в древнерусской архитектуре. Примерно то же и у Спаса на Крови, причем, даже менее органично, на мой взгляд.

Reply

dr_lathomorum November 10 2008, 12:43:48 UTC
Оно и понятно: зодчие 19 в. совсем не хотели выглядеть вторичными копиистами, они хотели новой архитектуры. Это уже потом появятся "мирискусники" с их осознанной ностальгией и пассеизмом.
А эклектики, думаю, от этого были весьма далеки. Формы средневековые срисовывали ведь именно для того, чтобы в постройках национальный дух чувствовался; а попутно и романика в ход могла идти, и византийские детали. Эклектика 19 столетия - это же плоть от плоти старого академического метода, суть которого в отборе и компиляции различных образцов - во имя созидания нового совершенного произведения.

Reply

av_otus November 10 2008, 13:45:24 UTC
Ах, как приятно соглашаться! :-)

Reply


Leave a comment

Up