роясь в архивах 06.12.2022 - БАЧКОВО - Монастырская церковь-гробница...

Dec 06, 2024 19:20





В Бачковском монастыре я бывал не раз ( см. здесь>>), и каждый раз, помня из курса истории искусств о знаменитых фресках XII века, искал чудом сохранившуюся костницу (усыпальницу монастыря), где эти фрески и находятся, но каждый раз так и не находил...
  так, что в этот раз решил действовать "по научному" - залез в гугл-карты и обнаружил, что она находится вовсе не внутри стен монастыря, а в 300 метрах снаружи, поэтому видимо и сохранилась в первозданном виде...
у нашего прекрасного штурмана - Елены в монастыре оказались знакомые в церковном музее, и один из них любезно согласился провести нас на экскурсию, довольно дорогую, кстати, видимо свободного доступа туда нет...
  по пути я его (сотрудника музея) спросил еще об одном монастырском "феномене" - храм «Успения Пресвятой Богородицы» зачем-то облицевали белым камнем (фото 3), а раньше он был в традиционном "византийском" обличье ( см. здесь>>), ответил он туманно - мол такой церковь была раньше, что учитывая год ее строительства - 1604-й, м. быть, но старая то церковь, на фундаментах которой возведена новая, была XI века, и наверняка "византийского" полосато-кирпичного облика, так что промашка вышла, на мой взгляд, да и из общего декоративного ансамбля монастыря храм теперь выбивается...

к костнице мы подходили с душевным трепетом - бог мой, XI век, знаменитые фрески, (кстати - первым дал описание фресок выдающийся русский византолог Андрей Николаевич Грабар), с которыми встречался в книгах Лазарева, все это невольно настраивало на "высокие чуйства", да и повезло нам дико - кроме нас там никого не было, нам прочли целую лекцию и разрешили фотографировать...!
на первый этаж батарейки моей камеры не хватило, так что там фрески не оч получились, снимали на телефон, смотрите (все кликабельно):

Двухэтажная кладбищенская церковь находится примерно в 300 метрах к востоку от основных построек монастыря. Реставрация храма и его фресок была завершена в 2002 г. на средства фонда „Левендис".
На нижнем этаже был образован склеп (гробница), а на верхнем - храм. Оригинальные настенные росписи XII века относительно хорошо сохранились и относятся к наиболее ценным произведениям православного искусства времен Комнинов. В него входят два величественных образа воскресения мертвых - Страшного суда и видения пророка Иезекииля в долине сухих костей. Греческая надпись сообщает, что картина была работой художника Иоанна Иверопулоса, который, судя по фамилии, был грузинского происхождения.
  В 14 веке, во времена короля Иоанна Александра, открытые аркады в верхнем и нижнем этажах склепа были замурованы. В новообразованные ниши вписаны изображения самого правителя, его покровителя Иоанна Богослова, Св. Константина и Елены, а в нижнем этаже - к «Севасту Григорию Пакуриану, рабу Христову, великому наместнику и основателю» рядом с «Магистром Аббасием, братом основателя» и с «Георгием и Гавриилом, вторыми основателями» ( надписи на греческом языке).
  Настенный портрет царя Ивана Александра в вестибюле склепа, где болгарский царь изображен в позе, типичной для императорского портрета. В правой руке он держит скипетр, увенчанный крестом, а в левой, согнутой на груди, свиток. Тот факт, что надпись (ныне уничтоженная) «Иоанн во Христе [Боговерный царь]...» была на греческом языке, свидетельствует о византийском влиянии в Болгарии в то время. Одежда царя повторяет византийские императорские одежды до мельчайших деталей: он носит красный далматика, лорос, камилафкион, и корону, украшенную драгоценными камнями. (ссылка>>)

Братья Бакуриани и Бачковский монастырь
  О роли Грузии в жизни Бачковского монастыря можно писать много , так как здесь осталось немало произведений грузинских мастеров, художников и т. д. Грузия расположена между Черным и Каспийским морями. Эта дорога между Европой и Азией всегда была нервной зоной, неоднократно становясь ареной кровавых столкновений и борьбы за господство. Грузия, как и Болгария, не имеет постоянных правителей и часто попадает под удары завоевателей.

В 10 веке, когда было создано само государство Грузия, его землями управляли небольшие княжества во главе с местными дворянскими родами.
  Оба брата Григорий и Аббасий (Абазий) Бакуриани являются наследниками такой семьи. Они начали службу в византийской армии и постепенно достигли высоких должностей. Григорий был даже личным другом императора Алексея I Комнина (1081-1118), получившего титул «великого отечественного» - командующего сухопутными войсками Византийской империи на Западе.
  Резиденция Григория Бакуриани находилась в городе Пловдив, а недалеко от сегодняшнего Асеновграда он построил Бачковский монастырь для «упокоения своей души». Его владения были чрезвычайно обширны, и его земли доходили до города Фессалоники.
  В 1084 году Григорий погиб в битве с павлицианцами под предводительством Травала под Пловдивом, как предводитель визатской армии. Согласно источникам, он погиб в ходе боя, так как его лошадь врезалась в дуб и от удара погибла. Анна Комнина винит в поражении войска помощника Григория - Врану, который также погиб в бою.
  Бакуриани написал типик (устав) для организации монашеской жизни на трех языках - греческом, грузинском и армянском. В нем указывалось, что количество монахов должно быть 50 человек. В монастыре запрещалось жечь греков в монашество, за исключением одного, который руководил дипломатией монастыря, потому что он все еще находился в ведении Константинопольского Патриархата. Вначале монастырь формировался как центр грузинского монашества. Для будущих священнослужителей грузинского происхождения было создано духовное училище. В настоящее время подлинный текст монастырского устава хранится в библиотеке на греческом острове Хиос, а копии сохранились только на греческом и грузинском языках.
  Интересно, что в 1344 году, когда болгарский царь Иван-Александр установил свою власть над Родопами, он заменил грузинских монахов болгарскими.

Существует много споров, особенно среди армянских ученых, о том, какой национальности на самом деле являются братья-бакурианы. Но в самом начале статута Григорий говорит: «Я, Григорий Бакуриани, происходил из страны Иберии, что относится к восточным провинциям Визатской империи». Но против гипотезы об армянском происхождении Бакуриани говорит и тот факт, что армяне были монофизитами, а Грузия, Византия и Болгария - три страны, активно участвовавшие в существовании монастыря с момента его основания, - строго православными.
  Другие считают, что братья Бакуриани были не этническими грузинами, а грузинскими армянами, т.е. для мира они были грузинами, а для армян армянами, как выразился один армянин, исследующий их происхождение. По ее словам, братья были из халкидонских армян: они говорили по-армянски, но исповедовали православную веру, поэтому решающее значение имела не их этническая принадлежность, а религия. Поэтому все считали бакинцев грузинами, а армяне исправили имя Григорий на Григол.

Бачковский монастырь стал одним из крупнейших культурных, образовательных и духовных центров Грузии за рубежом, наряду с Грецией, Сирией и Израилем. К концу XI века здесь была создана философская школа, известная как Петрицонская. Здесь же работал и его виднейший представитель, философ-неоплатоник Иоан Петрицци (1050-1130). Одним из самых известных произведений Иоанна Петрицци является «Исследование философии Платона и Прокла Диадоха». Это произведение было написано именно в монастыре, после которого Петрици уехал в Грузию, в Гелатский монастырь.
  Интересное свидетельство о времени нахождения Петрици в монастыре, а также свидетельство о названии святой обители приводит Мина Иванов в своей книге «Ювелирные работы XVI-XIX веков» в музее Бачковского монастыря. , где сказано, что «В 1083 году Петрици находился в Болгарии, в грузинском монастыре Петрицион (ныне Бачковский монастырь), основанном соотечественником Петрици, Григорием Бакуриани, «главным внутренним - командующим византийскими войсками в Европе».

Единственная сохранившаяся постройка с момента постройки монастыря до наших дней - костел-склеп, уцелевший при разрушении монастыря в 16 веке. Его архитектурный облик отражает «биографию» монастыря. Заметны преимущественно сирийские и армяно-грузинские архитектурные черты, а также влияние средневековой архитектуры Кавказа. Эти характерные черты отделки наружных стен можно наблюдать в ряде построек Грузии и Армении XI-XI вв.

В вестибюле на верхнем этаже Склепа находится единственный сохранившийся портрет царя Ивана Александра, а также портреты основателей братьев Григория и Абазия. В 1084 году склеп также был расписан грузином - живописцем Иоанном Иверопулец (Иверопулис).
  Выдающийся русский византолог Андрей Николаевич Грабарь дает описание настенных росписей в Бачковом монастыре, датируя их XI-XII веками. Грабарь объясняет византийско-грузинский стиль иконописи историей монастыря, связанной с грузинскими бакурианами - основателями монастыря. Архитектуре монастыря ученый посвятил отдельную публикацию «Болгарские церкви-усыпальницы» (1921). (ссылка>>)

Лазарев В. Н. История византийской живописи
Большую роль византийские влияния сыграли в становлении болгарской и сербской живописи. Экспансия византийского искусства в Болгарию началась с эпохи царя Симеона. После завоевания византийцами Болгарии, длившегося более чем полтораста лет, с 1019 по 1187 год, эта экспансия принимает особенно энергичный характер. Новые монастыри во Фракии и Македонии, которые получают уставы непосредственно из Константинополя, берут на себя роль рассадников византийского искусства. Культивируемое в кругах знатных греческих семейств и крупных чиновников, оно постепенно вытесняет на второй план местные традиции, носителями которых были широкие народные массы. (читать полностью>>)























ЖЖ

Previous post Next post
Up