роясь в архивах 23.11.2022 - СТАРОСЕЛ - фракийский культовый комплекс...

Nov 23, 2024 17:23





о Староселских курганах я читал и смотрел ролики в Ютюбе не раз, поэтому - ожидал облагороженных курганов, фондов ЮНЕСКО и пр., как в Мезеке, Алексадрово, Казанлыке, но...увы, что-то не срослось здесь у болгарских археологов, такое впечатление, что покопали маленько и бросили...
какие-то хибарки из г. и палок, вместо нормальных защитных экранов, куча обломков, мин информации, в общем - печально...
но сами гробницы - грандиозны, гораздо больше, чем в других местах, особенно Четинов курган...
   "Фракийский культовый комплекс близ села Старосел - археологическая сенсация мировой известности. Это самый большой царский комплекс с мавзолеем, обнаруженный до сих пор. Он расположен в районе Орешака в Средней Горе, примерно в 40 км от Пловдива. В 2000 году профессор Георгий Китов наткнулся на главный храм (с V века до н.э.), который находится в Четинов кургане. Спустя два года мир увидел единственную гробница-хероон с колоннадой, расположенную в кургане Горизонта. На этом раскопки не заканчиваются. Всего обнаружено 120 курганов, из них изучено только 22." (ссылка>>)

Неподалеку от курортного городка Хисаря, в селе Старосел (на юге Болгарии), находится самый внушительный подземный фракийский храм в Юго-Восточной Европе. Он обнаружен 10 лет назад в Четинёвой могиле известным болгарским археологом Георгием Китовым. Этот храм - один из самых впечатляющих памятников фракийской архитектуры - с оградой из каменных блоков, парадной лестницей и огромным внутренним помещением с круглым купольным потолком.

В 2008 и 2009 годах археологическая группа под руководством д-ра наук Ивана Христова, изучала могильную насыпь у храма. Особенно важными для точной датировки импозантного сооружения оказались пробы угля, взятые из ритуального костра в самом сердце могилы. Он был сооружен в честь богини Хестии, покровительницы домашнего очага. Древние люди принесли ей и особые дары - высеченные из камня огромные хлеба. Почтили ее, чтобы «узаконить» строительство, чтобы был стабильным и долговечным храм. Что касается углей из костра, археологи отправили их на анализ в престижный университет в Гейдельберге, в Германии. Ответ был получен через несколько месяцев:
   «Исследования показывают, что могила и храм были построены после 358-350 гг. до н.э. Это т. наз. нижняя хронологическая граница, - поясняет Иван Христов. - Верхняя граница не так ясно определена, доходя аж до ІІІ в. до н.э. На помощь пришли исторические письменные источники, которые позволяют нам сократить период до времени Филиппа ІІ Македонского. А в то время в этом районе властвовал царь Аматок ІІ из фракийского племени одрисы (с 359 по 351 г.) и его сын Терес ІІ, который правил приблизительно до 341-339 г. до н.э. Тереса сверг с престола Филипп. Так что именно во время не столь хорошо известных широкой публике фракийских владетелей началось строительство монументального сооружения, расположенного в недрах Четиневой могилы. Мы, однако, не рассматриваем храм сам по себе, - продолжает археолог Иван Христов. - Старосел, по сути, культовый центр, где есть ряд монументальных памятников ІV века до н.э., которые связаны между собой. В 2005 году над Четиневой могилой, на горной вершине Кози грамади в горах Средна-Гора была обнаружена резиденция владетеля. Она была уничтожена во время походов Филиппа. Но ее наличие говорит о существовании фракийского политического центра в этом районе. Еще яснее это демонстрируют последние исследования южных склонов гор Средна-Гора. Так что данный район очень интересен, имеет перспективы изучения истории фракийцев и развития археологии. В этом году будут возобновлены исследования резиденции на вершине Кози грамади. Так будет получена связь между Четиневой могилой и памятниками высоко в горах».
   Между тем, ученые назвали культовое сооружение в Четиневой могиле Храмом бессмертных. Почему - объясняет Иван Христов: «В этом храме производились ритуалы, связанные с бессмертием фракийских владетелей, ритуалы, о которых мы знаем из письменных источников. То есть после смерти владетель превращался в полубога, которого соплеменники почитали соответствующим образом. Сами погребения владетелей были в других местах в гробах, подобных саркофагам. Такой гроб обнаружил Георги Китов в Пейчовой могиле, которая находится у подножия Четиневой могилы. Можно сделать сравнение, например, с кафедральными соборами французских королей, в которых они располагались временно, а их гробы были поблизости. Храм у села Старосел выполнял сложные и разнообразные функции. Он категорически обслуживал представителей одрисской династии ІV в. до н.э.».
   По оценке археолога Ивана Христова, древние фракийские храмы в этом районе соединялись дорогой, подобной Священному пути в Дельфы. «Святилища не существуют в изоляции. Вокруг них строятся комплексы для нужд поклонников, жрецов. Так оформляется священная территория. По сути, может быть, только район у Казанлыка - восточнее села Старосел - можно сравнить по насыщенности культовыми могильными памятниками с районом Старосела. Численность памятников очень высока. То, что находят археологи, связано с ритуалами бессмертия, с верованиями фракийцев о загробной жизни. А нам только предстоит обогащать свои знания о т.н. Священном пути, который достигал и резиденции в подножии гор Средна-Гора».
   Древний путь может быть разработан как интересный туристический маршрут для обозрения памятников в районе Старосела, уверен д-р Христов. Потому что, посетив только один объект, не поняв среды, в которой он построен, нельзя получить полного представления о культуре фракийцев. «У местного руководства в Хисаря есть желание восстановить древний путь, соединявший Четиневу могилу с резиденцией Кози грамади, надеемся, что будут найдены и средства», - обобщил археолог Иван Христов. (https://bnr.bg/ru)
приехали мы туда под вечер, косой оранжевый солнечный свет не дал толком поснимать, так что фото - как получились, смотрите (кликабельно):















ЖЖ

Previous post Next post
Up