Умер Рыцарь. Вместо некролога.
1. Преамбула историческая.
В сущности мы очень мало меняемся, когда переваливаем через какой-нибудь важный политический рубеж, например "1917" или "1991".
Вот Власть и Художник.
Писатель Александра Маринина может изобразить главой мафии бывшего кадровика КГБ. Но для этого ей надо быть подполковником МУРа, то есть милиции и столиции в одном флаконе.
Вот Михаил Ножкин может написать фамильярную песню
"Господа, я Шекспир по призванию.
Мне б сонеты писать, господа.
Но от критиков нету признания,
От милиции нету житья.
А на кладбище всё спокойненько,
Ни друзей ни врагов не видать:
Ни милиции, ни дружинников -
Исключительная благодать."
Но для этого ему же надо позже спеть песню "Ради безопасности страны".
Или народный любимец Эльдар Рязанов может в фильме про бедного гусара (всем, конечно, интересно, что там было 180 лет назад) изобразить нехорошего полковника охранного отделения, который копается в жизни благородной армии. Для тех, кто в танке, в фильме про небеса обетованные отечественная армия появляется уже вполне современная.
Отдельные товарищи господа, вернувшиеся из самого дальнего зарубежья, подозревали во мне профессионального историка и вправе были бы меня упрекнуть в анахронизме - смешении времён в трёх описанных прецедентах. Но я натурально считаю, что мы не меняемся; соответственно все прецеденты - одного менталитета в малоразличимых временах.
Кстати, если сегодня кто-то критикует кровавую гэбню, то, значит, кто-то если не равный ей на российской территории, то уравновешивающий, стоит за критиком. Белоперчаточная црунЯ или интеллидженссервиснЯ? Заметьте - все аббревиатуры англоязычные; франки, дойчи, чайны не катят.
В общем, есть обычай на Руси: критикуй кого хочешь, но знай, кто стоит за твоей спиной.
2. Амбула. Рыцарь на фоне Эпохи.
15 февраля сего 2012 года умер Евгений Ташков, режиссёр культового советского фильма "Адъютант Его превосходительства".
По рассеянности судьбы я попал на встречу режиссёра со зрителями вскоре после премьеры "Адъютанта" в Юношеской библиотеке, которая тогда была на Преображенке.
Восторженная зрительница спросили режиссёра не хочет ли он снять продолжение "Адъютанта"? На что режиссёр сказал, что ему уже задавали такой вопрос. В "Адъютанте" борьба разведчиков - это был поединок с равными шансами победить или погибнуть. А в продолжении - это было бы по-другому.
Вряд ли эти слова могли понравиться заказчикам фильмов про мужественных советских разведчиков и контрразведчиков.
И через некоторое время Ташков снимал уже фильм "Преступление" - про борьбу ОБХСС с цеховиками - расхитителями социалистической собственности, с теми же что и в "Адъютанте" Ю.Соломиным и Вл.Стржельчиком в главных ролях.
А цеховики как раз больше всех выиграли от исторических перемен "1991" - и не могли не припомнить человеку, прославлявшему борьбу с ними, его тёмного слишком светлого прошлого. И карьера культового режиссёра шестидесятых в девяностые годы не задалась.
Но я не плАчу. Я никогда не плАчу. Есть у меня другие интересы.
((с) Буба Касторский, оригинальный куплетист)