av4

Любовный треугольник

Feb 07, 2017 13:26

Неожиданная для меня разгадка трех русских портретов из немецкой усадьбы. Вместо великокняжеской четы там оказался император с двумя своими любовницами. Казалось бы, дело интимное, но, как известно, сильно повлиявшее на ход истории. Ибо манифест "О вольности дворянству" был срочно написан и подписан, дабы скрыть любовные утехи царя с одной красавицей от другой красавицы, в меру подозрительной))))

Опубликовано: А.В. Чекмарёв. "Амурная" галерея. О трех русских портретах из усадьбы Ширензее // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ). Вып. 21 (37). СПб - Москва. С. 283-293

В усадебном доме Ширензее хранится интересная коллекция артефактов, связанных с Россией XVIII века. Некоторые из русских портретов относительно известны, они экспонируются на выставках и публикуются. Их без труда можно найти и в интернете. Коллекция обязана происхождением одному из прежних владельцев усадьбы, жившему в ней на закате своей яркой и интересной биографии.



Каспар фон Сальдерн (1711-1788), родом из Голштинии, в 1751 г. оказался в поисках лучшей доли в Петербурге, где стал доверенным лицом тогдашнего Гольштейн-Готторпского герцога и одновременно наследника русского престола Петра Федоровича. К 1762 г., когда Петр III занял российский трон, Сальдерн был уже президентом генерал-директориума Голштинии и одной из самых влиятельных фигур в маленьком княжестве. С Петром III его связывали добрые личные отношения, продолжившиеся затем, как ни странно, и с его супругой, Екатериной II.



В. Эриксен. Портрет Каспара фон Сальдерна. 1765-1766 гг. ГЭ



Усадьба Ширензее

В 1760-е гг. Сальдерн сблизился с главой русской дипломатии Н.И. Паниным, выполнял поручения русского двора по урегулированию «голштинского вопроса» с Данией, затем играл видную роль в Коллегии иностранных дел, участвуя в международных переговорах, в т.ч. секретных. Его услуги в деле заключения брака великого князя Павла Петровича с Гессен-Дармштадтской принцессой были особо отмечены Екатериной II. Пушкин упоминал в «Истории Пугачева», что «Сальдерн пишет проект переворота в пользу великого князя - Панин его прочел, разорвал, бросил в огонь и продолжал пользоваться услугами Сальдерна». В 1772-1773 гг., находясь на пике влияния, Сальдерн затеял политическую игру против своего недавнего покровителя. В результате не без его интриг Панин был отставлен с должности воспитателя наследника престола. Сальдерн, желая упрочить собственные отношения с Павлом, предложил наследнику план действий по введению его совместного правления с матерью. После того как великий князь предусмотрительно выдал замысел Сальдерна императрице, тот вмиг лишился всех русских чинов и статуса. Якобы разгневанная Екатерина в первую минуту приказала доставить Сальдерна в Петербург в кандалах. Но затем смягчилась и лишь отправила его в отставку с запретом появляться в России. Сальдерн провел последние годы на покое в своей усадьбе Ширензее под Килем, устроив там английский пейзажный парк и обставив дворец раритетами, напоминавшими ему о лучших временах. [1]











Усадьба Ширензее

Среди даров европейских монархов находились и портреты, привезенные из Петербурга. [2] В главном зале до сих пор висит парадный портрет Екатерины II в пышной раме с двуглавым орлом. Несмотря на конфликт, послуживший поводом к опале, Сальдерн помнил, что своим богатством и положением целиком обязан русской короне. Из всей коллекции Сальдерна нас интересуют три портрета, связываемые с итальянским мастером графом Пьетро Антонио Ротари (1707-1762), работавшим при русском дворе с 1756 г. по свою кончину в августе 1762 г. Это камерные по формату изображения Петра III (еще до вступления на престол) и, как принято считать в Ширензее, два портрета Екатерины II в бытность ее великой княгиней. На одном Екатерина с кокетливо склоненной головой изображена в треуголке и мантии, отороченной мехом, с красной лентой и звездой ордена Св. Екатерины. На другом она предстает без каких бы то ни было регалий, в зеленом платье с розой и черной кружевной горжеткой на шее.







П.-А. Ротари, круг П.-А. Ротари (?). Портреты Петра III, графини Е.Р. Воронцовой и княгини Е.С. Куракиной. Кон. 1750-х - нач. 1760-х гг. Собрание Гюнтера Фильмана, Ширензее

С портретом Петра Федоровича (около 1760 г., 73 х 59 см) вопросов не возникает, модель сразу узнается. На авторстве Ротари не настаивают, оно указывается как предположительное. По манере исполнения и бросающейся в глаза робости письма это копийная работа, вероятно, с оригинала Ротари. Очень похожий портрет, пропавший в годы войны из Гатчинского дворца, в 2002 г. был возвращен немецкой стороной после того, как нашелся в Берлинском историческом музее. Он отличается от того, что в Ширензее, только отсутствием нагрудного офицерского знака. В Гатчине портрет считают «типом Рокотова».



Н.х. Портрет Петра III. ГМЗ "Гатчина"

А вот относительно двух женских портретов (якобы Екатерины) из Ширензее, стилистически типичных для Ротари, уверенности в правильной идентификации модели нет буквально с первого взгляда. Из российских исследователей на эти портреты первой обратила внимание Е.И. Столбова из Русского музея, справедливо заметившая, что дама в треуголке совсем не похожа на Екатерину Алексеевну. [3] Ротари ведь неоднократно писал великую княгиню, созданные им два типа (трехчетвертной и профильный) многократно тиражировались и варьировались, заняв видное место в иконографии первых лет правления Екатерины II. Дама в треуголке из Ширензее не напоминает ни один из известных портретов Екатерины, созданных Ротари. Столбова убедительно доказала, что здесь мы имеем дело не с супругой императора, а с его любовницей - фавориткой Петра III графиней Елизаветой Романовной Воронцовой (1739-1782), племянницей канцлера М.И. Воронцова и сестрой княгини Е.Р. Дашковой. Похожее широкое лицо с полными губами и коротким, немного курносым носом можно видеть на двух известных достоверных изображениях Е.Р. Воронцовой из ГИМа и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, являющихся копиями с большого парадного портрета кисти Ротари. [4] Сам оригинал пока не найден, но имеется также шпалера, сделанная по его образцу. Следует учесть, что в исполнении Ротари «русская Помпадур» (как называла Воронцову императрица Елизавета) наверняка выглядела поизящее и потоньше, чем на антроповских копиях с их явной печатью простодушного примитива.

В собрании Каспара фон Сальдерна, таким образом, оказался другой, ранее неизвестный, решенный в рокайльно-игривом ключе тип портрета фаворитки Петра III. Столбова предположила, что он создавался Ротари летом 1762 г., с момента получения Воронцовой ордена Св. Екатерины Большого Креста 9 июня (с ним она изображена) и до переворота 28 июня, положившего конец недолгому «случаю» молодой графини. Возможно также, что орден был дописан и позднее.



А.П. Антропов. Портрет графини Е.Р. Воронцовой. 1762 г. ГИМ
А.П. Антропов (?). Портрет графини Е.Р. Воронцовой. 1762 г. (?). Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Оба портрета, Е.Р. Воронцовой и Петра III, несмотря на разницу размеров (59 х 64 см и 59 х 73 см), выглядят как парные, в идентичных рамах. Они либо дарились Сальдерну в едином комплекте, либо заказывались им в таком виде. Дружба Сальдерна с Петром Федоровичем позволяет не сомневаться в его осведомленности о некоторых деталях личной жизни императора. Композиционно увязанные позами, наклонами голов и треуголок  изображения этой влюбленной пары из Ширензее легко и изящно напоминают нам о пикантных страницах русской истории.

Новая идентификация модели, предложенная Столбовой, опубликованная, к сожалению, в малотиражном воронцовском сборнике, не получила должного резонанса. На Западе привлекательный образ кокетливой особы в треуголке и мехах продолжает бытовать как портрет молодой Екатерины. Его нередко помещают на обложки популярных книг о русской императрице. Как портрет Екатерины II он экспонировался и на выставке «Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры» в 2012 г. в Новом музее в Берлине. Его также в связи с Екатериной упоминает и доктор искусствоведения Л.А. Маркина из ГТГ в своей журнальной статье о портретах русских императорских особ немецкого происхождения. [5]



Вне поля зрения искусствоведов до сих пор остается второй связанный с П.-А. Ротари женский портрет из Ширензее, тоже традиционно считающийся портретом Екатерины II. Он чуть меньше по размеру (47 х 62,3 см) и примечателен типичной для женских портретов Ротари посадкой фигуры с чуть склоненной «кукольной» головкой, чувственно открытым декольте, декорированным кружевами и милой розочкой.  На первый взгляд, это вполне может быть Екатерина, тип лица не столь противоречит этому, как в случае с предыдущим портретом. Однако при внимательном рассмотрении возникает ряд вопросов. Во-первых, великая княгиня у Ротари (и не только у него) обычно имеет ленту и звезду ордена Св. Екатерины (необходимый атрибут статуса), чего здесь нет. Во-вторых, опять же все ее ротариевские портреты сосчитаны и легко опознаются по набору признаков. Тут же перед нами явно какой-то иной вариант, совсем не отозвавшийся в богатой екатерининской иконографии, не имеющий ни реплик, ни копий. Опять же, Ротари не единожды в разных композициях довольно однотипно изображает лицо Екатерины именно в данном ракурсе (хотя и без наклона влево), выработав свой шаблон в построении формы и светотеневой моделировке. И лицо его Екатерины все же заметно отличается от лица дамы на холсте из Ширензее.



П.-А. Ротари. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1761 г. ГТГ
П.-А. Ротари. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. До 1941 г. находился в замке Дассау
П.-А. Ротари (?). Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. ГМЗ "Петергоф"



А.П. Антропов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (копия с П.-А. Ротари). Нач. 1760-х гг. Национальный траст, Эдинбург

Так вот, оказывается, и в этом случае мы имеем дело не с женой Петра III, а с другой его фавориткой - княгиней Еленой Степановной Куракиной. Ее портрет, атрибутированный как работа мастерской Ротари, хранится в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова. [6] Он происходит из крупной московской коллекции юриста Ф.К. Арнинга, в которой имелись произведения значительных мастеров. [7] Поступивший в музей от вдовы собирателя портрет Ротари был опознан уже позднее, на основании словаря гравированных портретов Д.А. Ровинского. По заказу сыновей княгини с оригинала Ротари в 1781 г. А.-Х. Радигом была сделана гравюра. [8] Известно также, что в 1762 г. на Петербургской шпалерной мануфактуре с того же образца делали портрет княгини. Оригинал Ротари приблизительно датируется периодом между 1757 и 1762 гг. Нет уверенности, что в Волгограде находится именно он, а не авторское повторение или одна из качественных копий. Но как бы то ни было, волгоградский портрет сегодня является отправной точкой в живописной иконографии некогда первой красавицы русского двора.



Неизвестный художник (П.-А. Ротари?). Портрет княгини Е.С. Куракиной. Между 1757 и 1762 гг. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова



А.-Х. Радиг. Портрет княгини Е.С. Куракиной. Гравюра с оригинала П.-А. Ротари. 1781 г.

Елена Степановна Куракина (1735-1768) была дочерью фельдмаршала С.Ф. Апраксина. Рано оказавшись при елизаветинском дворе и удачно выйдя замуж за князя Б.А. Куракина, она одновременно сумела обворожить многих видных кавалеров, от маститых сановников, как П.И. Шувалов, до его адъютанта Г.Г. Орлова, будущего любимца Екатерины II. Отличавшаяся яркой внешностью и подкупавшим всех жизнелюбием, Куракина была также известна удивительной легкостью нравов. Из своего романа с Шуваловым она извлекала пользу для семьи, укрепляя влияние отца. В недолгий период правления Петра III она сумела увлечь собой и императора, став на время соперницей его «официальной» фаворитки Елизаветы Воронцовой. Князь М.М. Щербатов утверждал, что манифест «О вольности дворянству» был сочинен секретарем Д.В. Волковым во время свидания Петра III с Куракиной чтобы обеспечить императора надежным алиби перед Воронцовой. Екатерина II была признательна Куракиной за некоторые деликатные услуги, в т.ч. и за отвлечение внимания мужа в период подготовки переворота. После вступления Екатерины на престол Елена Степановна избежала опалы, но вскоре умерла от болезни в 33 года, оставив сыновей, известных в истории братьев Куракиных.

Достаточно сравнить портрет из Ширензее с портретом Куракиной из Волгограда и гравюрой Радига, чтобы убедиться в схожести не только внешних черт модели, но и всей иконографической схемы. Ротари использует тот же ракурс, тот же набор деталей, вплоть до элементов одежды и аксессуаров. Повторяются роза, серьги, ленты, горжетка. Немного отличаются колористический строй и манера написания. В волгоградском портрете больше фактурности и экспрессии в моделировке формы, а немецкий выглядит более аккуратным и приглаженным. Тем не менее, это не мешает утверждать, что перед нами родственные вариации одного произведения.


Портрет "Екатерины Алексеевны" из Ширензее и портреты Е.С. Куракиной

Остается только предполагать, каким образом портрет Куракиной оказался в собрании Каспара фон Сальдерна. Возможно, через покровительствовавшего ему в 1760-е гг. Н.И. Панина, близкого родственника Куракиных, ставшего после безвременной смерти Елены Степановны (ее муж умер на 4 года раньше) опекуном ее осиротевших сыновей. Сальдерн в своей дипломатической деятельности и придворной конъюнктуре тогда ориентировался на Панина и его окружение, и Куракины не могли не входить в круг его близких знакомств. Но, зная авантюрную и ироничную натуру Сальдерна, можно полагать, что он неспроста собрал под крышей собственного дома изображения любимых женщин своего несчастного государя. По крайней мере, ему наверняка был очевиден скрытый, «амурный» смысл близкого соседства на стенах трех хорошо знакомых и памятных ему лиц. Легкая чувственность образов Ротари и их особый шарм делают этот оригинальный «триптих» очень ценным и по-своему откровенным продуктом русского придворного рококо. А возникшая когда-то путаница с опознанием моделей добавляет в этот исследовательский атрибуционный сюжет элемент игрового обмана, свойственный культуре маскарада.

[1] Поместье Ширензее (Schierensee) в земле Шлезвиг-Гольштейн с 1752 г. принадлежало Каспару фон Сальдерну. Им в 1776-1782 гг. был построен сохранившийся усадебный дом и разбит парк. В настоящее время усадьба принадлежит крупному предпринимателю Гюнтеру Фильману, главе компании Fielmann AG, лидирующей на немецком рынке глазной оптики.
[2] Katharina die Grosse: [Katalogbuch zur gleichnamigen Ausstellung der Staatlichen Museen Kassel, der Wintershall AG, Kassel, und der RAO Gazprom, Moskau, im Museum Fridericianum Kassel 13. Dezember 1997-8. März 1998; Katarina den stora & Gustav III. Helsingborg. 1998. P. 87; McBurney Erin. The Portrait Iconography of Catherine the Great: An Introduction // Study group on eighteenth - century Russia. Newsletter. No 34. July 2006. С.22-31
[3] Столбова Е.И. новое в иконографии Елизаветы Романовны Воронцовой // Воронцовы - два века в истории России. Труды Воронцовского общества. Вып. 4. Петушки. 1999. С. 118-126.
[4] Портрет из ГИМа (101 х 83 см, из собрания И.М. Бакунина, ГИМ 67422 ИI-1151) считается работой А.П. Антропова, портрет из Владимиро-Суздальского музея-заповедника (108, 8 х 82 см, из усадьбы Андреевское, В-3146) менее определенно связывается с Антроповым. Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике имеется также еще одна уменьшенная копия неизвестного художника с того же оригинала Ротари.
[5] Маркина Л. Немецкие принцессы - русские цесаревны // Наука и жизнь. №3. 2013. С. 51-61.
[6] Ротари Пьетро Антонио. 1707-1762. Мастерская. Портрет княгини Е.С. Куракиной. Между 1756 и 1762 гг. Холст, масло. 57 х 46. Реставрирован в 1982, реставратор А. Л. Пышта (ВМИИ). Надпись на обороте авторского холста: Портрет княгини Елены Степановны Ку(раки?)ной. КП № 2618. Инв. № РЖ 55
[7] Кострыкина И.В. Произведения из частной коллекции Ф.К. Арнинга в собрании Волгоградского музея изобразительных искусств // Материалы Боголюбовских чтений. Собирательство как феномен культуры. Саратов. 2010. URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat12/mat12-47.html
[8] Морозова С.В. Портрет в русской гравюре XVIII века. Из собрания Государственного Исторического музея. Аннотированный альбом-каталог. М., 2010. С. 294-295.

Previous post Next post
Up