av4

ДРАМЛАНРИГ: замок "Мадонны с веретеном"

Feb 04, 2013 23:20

Что-то я пока ничего не писал о своей английской поездке, а ей меж тем уже скоро год. Запомнилась она диким холодом в начале мая. И снегом в замке Гламис. С тех пор я регулярно отслеживаю погоду в Шотландии, любопытства ради. Это оказывается удивительный край, весь год от +6 до +12, не дай бог. Но красиво там все равно. Первым шотландским пунктом у нас был замок Драмланриг (Drumlanrig), что расположен в области Дамфрис и Галлоуэй. Это не средневековая крепость, а парадный дворец Нового времени, хороший XVII век, с узнаваемыми чертами маньеризма. Но знаменит замок не столько архитектурой, сколько художественным собранием герцогов Куинсберри и особенно одной картиной - маленькой "Мадонной с веретеном", считающейся подлинником Леонардо да Винчи. Впрочем, так считают не все, но от этого картина и замок не менее популярны. В 2003 году ее похитили, утащив через окно. Нашли только в 2007 году и вернули владельцам. Но теперь пуганые владельцы решили от греха подальше отдать картину на временное хранение Национальной галерее в Эдинбурге. Так что сейчас самой Мадонны в замке нет, но присутствие ее обозначено репродукцией.









Мы подъехали к замку под вечер, после овечек и горных ландшафтов Лейк-Дистрикт. Пейзаж стал мягче, а воздух холоднее. Было совершено пустынно, но замок был открыт. Нарисовался даже русскоязычный гид, который и провел нас по интерьерам. Владельцы хоть и приоткрывают свои сокровища для публики, зарабатывая на этом, но не сильно заботятся о качестве самого показа. Ни нормальной литературы (уж тем более с научным каталогом коллекций), ни внятной иноформации в самих залах, ни грамотного и детального рассказа сопровождающих. Такое впечатление, что рассчет идет на самого тупого потребителя, который в жизни не слышал про великих художников, зато непременно ждет встречи с привидением. Потому про очередной призрак могут рассказывать до одурения, а мимо двухметровых Ван Дейков быстро провести, пренебрежительно махнув рукой "здесь у графа картины всякие"...  И в разных книжках, продающихся в обязательном музейном шопе на выходе будут сфотографированы все белочки парка и все цветочки партера, но ни Клода Лоррена, ни Гольбейна там не будет. Так что весьма оригинальный подход к демонстрации своего имущества у британской аристократии.



По небу над замком мы не летали, стащил в тырнете. Зато видна вся планировка дворца и сада.



Та самая Мадонна Леонардо. Красивая, хотя и сильно потемневшая. Сейчас подлинник можно видеть в Эдинбурге, в экспозиции Национальной галереи. Получается, что воры помогли музею заполучить (пусть и на временное хранение) такую диковинку.



Поколения герцогов Куинсберри



Экологически чистая подъездная дорога, никакого асфальта



Весь замок сделан из розового песчаника



Здание мало изменилось, хотя и утратило некоторые детали



От входа открываются дальние перспективы на шотландские ландшафты. Все выглядит очень пустынно и идиллически.



Вблизи становится понятно, что замок довольно неплохо декорирован











Лучше бы конечно приезжать туда не в конце апреля, а позже, когда расцветают цветы и деревья. Пока же вид у сада был довольно сиротский.































Внутри поганые капиталисты снимать не дают, вынуждают покупать за фунты свои глянцевые книжки. В книжках фотографии интерьеров, как правило, даны без подробного указания, что где на стенах висит. А стены, сами видите, завешаны сплошняком музейным фондом. Ван Дейки штабелями, не то что в ГМИИ имени Пушкина. Хотя я так понял, что с атрибуциями в английских замках и усадьбах все не так просто. Многие картины висят закопченые, сто раз переписанные, так что порой отчаянно отказываешься верить табличке с очередным громким именем. Половина атрибуций, возможно, и тешат тщеславие владельцев, но не отражают истину. Что впрочем не умаляет огромной ценности хранящихся в аристократических собраниях предметов искусства. Мы из своего ничего такого рядом поставить не можем. Даже в императорских дворцах у нас очень хилые коллекции мирового искусства, все лучшие вещи давно поуплывали в главные музеи, а на стенах дворцов остались те, что попроще, для декора. Нет такой картины, ради которой стоит ехать в какой-нибудь русский дворец-музей. А такие картины (и скульптуры) в английских усадьбах имеются.



Вон там, в углу, под лестницей и было место Леонардо, пока его не стащили.





Леонардо - не единственное сокровище Драмланрига. В коллекции три главных шедевра. Два других висят на своих местах в замке. Второй - Гольбейн Младший, портрет Николаса Керью, 1539 года.



Ну и третий - Рембрандт, "Читающая старуха" 1655 года.



Есть и забавные картины, не из шедевров, но запоминающиеся. Мартин Фердинанд Квадаль, портрет детей герцога. Очаровательна псина со зверским выражением лица. Но особенно хороша обезьяна. Кстати, про обезьяну. Замок знаменит призраком Желтой обезьяны. Ничего вразумительного по поводу такой неожиданной породы привидения нам так и не рассказали, но убеждали, что именно обезьяна и именно желтая временами пугает герцогов Куинсберри. На портрете изображена обезьяна черная, но что-то мне подсказывает, что эти две обезяны как-то могут быть связаны...















Шотландия, замки

Previous post Next post
Up