Пока удается выполнять обещанное. Продолжение фотовпечатлений о Балканах. Теперь на очереди главнейшие монастыри средневековой Сербии, достигшей могущества в 12-14 веках при королях из династии Неманичей. Это их основные "задужбины", что можно перевести как обетные храмы, они же, как правило, и усыпальницы. Находятся они к северу от Нови-Пазара, в сторону Кральева, там, где уже начинается основная нынешняя Сербия, и по составу населения, и по колориту. Кто бывал, тот знает, что колорит в южном Нови-Пазаре и окрестных городках уже мало похож на сербский. Там превалирует мусульманское население, со всеми вытекающими из этого особенностями и перспективами. Что еще раз доказывает зыбкость нарисованных на политической карте границ, ибо в реальности все сложнее.
Кстати, забыл в самом начале сунуть картинку со схемой маршрута. Она наглядно показывает траекторию наших перемещений. "Балканское кольцо" вышло на деле какое-то немного корявое, с шипами-крючками, но почти замкнутое, с одной единственной 50-километровой прорехой между Трогиром и Шибеником. Но не менять же из-за этой малости красивое название проекта...
Шел шестой день. После бурной ночи в придорожном борделе Душанов конак (иначе это милое местечко и не назовешь), мы поехали сначала в обе Павлицы, которые с Неманичами никак не связаны. Нова Павлица уже из другого дискурса, про поражение Сербии в 1389 году на Косовском поле и растянувшийся на полвека закат государства. Это уже не рашская школа, а моравская. Не самый главный ее памятник, но вполне приличный. И расположен живописно.
1. Монастырь НОВА ПАВЛИЦА. Основан до 1389 братьями Стефаном и Лазаром Мусичами, погибшими в Косовской битве, тогда же построена церковь Введения. Памятник моравской школы, имеет боковые конхи. Экзонартекс XV в., колокольня кон. XIX в. В интерьере фрески кон. XIV в. (в наосе, выделяются ктиторские портреты братьев) и 1464 г. (в нартексе). Поблизости (1 км) сохранилась руинированная церковь Петра и Павла монастыря Стара Павлица (XI/XII вв.).
Пристроенная позже колокольня делает храм похожим на наши традиционные корабли, что лишь внешнее совпадение. А штукатурка и побелка, редко встречающиеся в Сербии, и вовсе вызывают в памяти что-то украинское. Но под шубой скрыта фактура кирпича, которую мы потом увидим на эталонных памятниках моравской школы.
Внутри это характерный византийский тип храма на четырех колоннах, вместо столпов. Все так кривенько и косенько, т.е. живенько.
В 10 минутах ходьбы руина гораздо более ранней Старой Павлицы, прямо у обрыва, под которым прошла железная дорога. Кроме центральной подкупольной части все остальное обвалилось и давно разобрано. Оставшаяся часть грамотно законсервирована.
Периметр разрушенной части оказался зачетным местом для самолюбования.
>
Потом был Градац. Настоящее райское место - тишина, вокруг горы, все цветет и благоухает, мирно спят собачки, все монашки художницы, да еще и кофе гостям наливают. Даже как-то захотелось задержаться. Это задужбина и место упокоения загадочной Елены Анжуйской, сербской королевы из Анжуйской династии, ближайшей родственницы французских и венгерских королей. Я так понял, что толком никто не знает деталей ее происхождения. Овдовев, она построила в Градаце самый готический монастырь Сербии, с контрфорсами и стрельчатыми арками. Видимо, строили мастера с побережья, из Далмации или Котора.
2. Монастырь ГРАДАЦ. Основан королевой Еленой Анжуйской, вдовой Стефана Уроша I, принявшей монашество. Церковь Благовещения построена около 1275, тогда же расписана (сохранились лишь фрагменты фресок). Памятник рашской школы с выраженными не только романскими, но и готическими чертами. В 1963-1975 проведена реставрация.
Дальше была Студеница. Примерно то же, что для Руси Троице-Сергиева лавра. Последний и главный архитектурный заказ основателя династии Стефана Немани. Его же усыпальница. И усыпальница первого именно короля, сына Стефана, тоже Стефана, прозванного по этой причине Первовенчанным. Ему титул короля был официально дарован папой римским. Отец официально именовался только великим жупаном. Короче, некрополь первых Неманичей. И изощренная каменная резьба романского происхождения. Скрещение византийской крестово-купольности с романским резным декором. Почти как наша владимиро-суздальская школа со времен Андрея Боголюбского. Только все чуть попозже, на тридцать с лишним лет.
3. Монастырь СТУДЕНИЦА. Один из самых выдающихся монастырей Сербии. Основан в 1190 вел. кн. Стефаном Неманей (в монашестве Симеоном). Имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. XIII в.). Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой. Фрески Успенской церкви датируются 1208-1209 гг. (написаны при участии сыновей Стефана Немани - Стефана, Саввы и Вукана: Богородица, Евхаристия, Благовещение и сретение, великие праздники, Распятие и др.), 1230-ми гг. (в экзонартексе: житие св. Симеона (Стефана Немани)), 1568 (в алтаре, нартексе и частично в наосе). Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства при участии архимандрита Йована (выделяются жизнь Богородицы, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью этой церкви). Периметр круга образуют колокольня (XIII в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда. В Успенской церкви были похоронены короли Стефан Неманя, Стефан Первовенчанный и Радослав. Монастырь входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В лучшие годы в монастыре было 15 храмов, сейчас, насколько помню, только три. Но внимания достойны два, главная церковь и еще одна, королевская, построенная Милутином. В обеих особую ценность имеют фрески. К главной церкви примыкает туповатый экзонартекс, заслонивший вагоном купольную часть. И хотя он ненамного моложе храма, всего на 40 лет, красоты он ему все равно не добавляет. Красивый резной каменный декор есть только на самой ранней части, не на экзонартексе.
Камень недавно по введенной моде так отчистили, что он напоминает пластиковую имитацию из хорошего мебельного магазина. Быстрее бы опять мхи-лишайники наросли.
Кто любит проводить параллели, пожалуйста. Вот вам еще одна православная романика. Можно вспомнить Владимир и Галич. Где зверюшки добрее, где интеллектуальнее...
А вот рельеф в тимпане над порталом входа (уже внутри экзонартекса) совсем западно-романский. Вспоминается Италия или даже Франция. Явно не местные руки делали. Предполагают, что тоже с далматинского побережья, или еще откуда подальше.
Купол совершенно византийский, местное воспоминание о константинопольской Софии. Кто думает, что вся Студеница с ног до головы покрыта фресками, ошибается. В интерьере серьезные утраты, в верхней части сами видите, местами пусто. А местами все в белый горошек, следы от крепления слоя штукатурки, по которому в 19 веке были написаны новые фрески. Их сняли, но прежнюю сохранность нижнего слоя уже не вернуть.
Зато на западной стене многометровое "Распятие". Вслед за "Белым ангелом" из Милешева это вторая известнейшая фреска Сербии, тоже визитная карточка ее искусства. Мастера из Византии, самого высокого уровня.
Во второй "королевской" церкви фрески уже 14 века, более многословные, с большим количеством мелких фигур.
Как обычно, ищем бородатого волшебника с тортом. Вот он, король Милутин, заказчик своей задужбины.
Нам в Студенице позволили до безобразия много. Мало того, что все снимали вдоль и поперек, так еще для нас открыли саркофаг с мощами Стефана Первовенчанного и показали ризницу, в которой тоже дали снимать все экспонаты. Помимо перстня Стефана, знамени с поля Косовской битвы и т.д., там хранятся два важных для русско-сербских отношений артефакта - грамота царя Алексея Михайловича о финансовой поддержке Студеницы (к нему за этим ходила делегация студеницких монахов) и Евангелие, сделанное в Петербурге и вложенное в монастырь нашим Александром I. Познавательно.
4. Потом решили сымпровизировать и скататься в монастырь ПРИДВОРИЦУ. Света Мальцева, помнится, советовала заехать при случае. В программе Придворицы не было, но время и километры позволяли. Не шедевр, но вполне достойная вещица 14 века. Связывается с поздними Неманичами, хотя точно, как понял, не известно. Там было все закрыто, следов постоянного церковного присутствия не обнаружилось. Место красивое, в глубокой долине, дорожка изрядно побитая.
Следующим утром был последний памятник эпохи Неманичей на нашем пути. Если Студеница - главный храм светской власти, то Жича - главная резиденция власти церковной. В средневековой Сербии вышло так, что обе ветви были в прямом смысле родственными. Один сын Стефана Немани стал первым официальным королем, а второй первым архиепископом независимой сербской церкви. Это небезызвестный Святой Савва, считающийся небесным покровителем страны. Вот как раз Савва и строил Жичу как свой оплот. И как место проведения важных церковных и государственных церемоний, венчаний на царство, в частности. Так что роль этого монастыря была велика. В т.ч. и его роль в качестве архитектурного образца. Как и роль Студеницы. Эти два храма - самые влиятельные в истории развития сербской архитектуры.
5. Монастырь ЖИЧА. Основан Стефаном Первовенчанным при участии своего брата святителя Саввы Сербского между 1206 и 1221 (в 1208?). С 1219 по 1280-е - архиепископское место. Церковь Вознесения - памятник рашской школы. Имеет экзонартекс с двумя приделами и колокольню. В интерьере фрески 1220-х гг. (в боковых хорах - Распятие, Снятие с креста, апостолы), 1230 (в колокольне), 1309-1316 (в куполе, алтаре и на западной стене - Успение Богородицы; в приделах и под колокольней - «Рождественский гимн», «Мучение 40 мучеников»). Церковь была сильно перестроена, фасады оштукатурены, ныне частично раскрыты первоначальные формы. Также сохранилась малая церковь Федора Стратилата и Федора Тирона (XIV в.).
В Жиче многое взято из архитектуры афонского монастыря Хиландар, который основал Стефан Неманя (там же провел последние годы и умер). В подражание Афону и красный цвет стен, не изначальный. В жичской церкви первая в Сербии колокольня над входом (на манер итальянских кампанил) и первый огромный двухэтажный экзонартекс. Эта такая большая пристройка-надстройка с западной стороны, при входе. Сейчас в Жиче сохранился, да и то в перестроенном виде, только нижний этаж экзонартекса. Когда-то это было два зала, один над другим. Помещение использовалось для всяких собраний-заседаний. Сербская параллель вестверка в каролингской архитектуре, где находился зал для короля и свиты. Экзонартекс Жичи повлиял на возникновение подобных сооружений во многих сербских церквях. Например, под его влиянием, западная пристройка появилась в Студенице в 1230-х годах.
По бокам храма две певницы (местный сербский аналог трансепта) и два купольных придела (тоже отголосок афонской композиции).
Впрочем, расположена Жича не самым лучшим образом, между двумя дорогами, без природных картин. Да и созданная для паломников инфраструктура (паркинг, магазин) по размаху превосходит масштаб скромных средневековых построек.
Сербия достигла пика могущества в середине 14 века при Стефане Душане. Он, кстати, единственный из Неманичей не канонизирован. Убил отца, да и вообще выглядит таким сербским Иваном Грозным. После него страна стала распадаться, а династия угасать. А тут и турки подоспели, к Косовской битве. После 1389 года Сербия уже никогда не стала прежней. Сербы ушли из Косова, бежали на северо-восток, в сторону Крушевца и реки Моравы. Османская империя дала им передышку на полвека, не добивая сразу. В это время успело расцвести искусство при дворе потомков князя Лазаря Хребеляновича - т.н. моравская школа. Лазаревичи уже назывались не королями. а деспотами, и признавали вассальную зависимость от турок. Но Косово сербы потеряли уже тогда, в конце 14 века. Это к вопросу спекуляций на тему, когда Косово стало тем, чем стало. Истоки вопроса в событиях шестивековой давности.
А мы после Жичи поехали по пути бегства сербов, к памятникам моравской школы.