av4

Вернулись из Белозерья

Mar 16, 2010 15:54

Почти уже неделя, как вернулись с ОИРУ из поездки по Северу. Север, правда, был не самый северный - от Череповца во все стороны: Белозерск, Кириллов с Ферапонтовым, Устюжна и т.д. Эту поездку смело можно записывать в золотой фонд экспедиций ОИРУ, хотя чисто экспедиционного в ней было совсем немного - ни неведомых дорог, ни затерянных в неизвестности шедевров. В этот раз маршрут почти совпал с давно проторенной широкой туристической тропой, хотя были небольшие исключения. Все же еще раз убеждаешься, что первоклассные шедевры таковыми признаны не зря, и всякое повторное к ним прикосновение всегда полезно. Хорошее искусство не надоедает смотреть, оно сразу придает главный смысл путешествию. А то вспоминается прошлогодняя Орловщина - вроде и время провели хорошо, и что-то увидели, и всякие мемориальные музеи подробно рассматривали, а все равно серьезного оправдания затеи как бы и не было. Здесь совсем другое - концентрация красоты была в разы сильнее, и стало понятно, что это главное достоинство таких маршрутов. Не все же забытые руины смотреть, иногда надо и Дионисия в памяти освежить, и Белозерск, и Кириллов.



Кирилло-Белозерский монастырь



Ферапонтов монастырь



Почти во всех пунктах маршрута я уже бывал раньше, только летом. Оказалось, что зимой впечатление сильно другое, словно и места совсем не те, а просто чем-то похожие. Пять дней рождественской северной сказки в марте, с ярким солнцем, белыми пушистыми сугробами. И великолепная архитектура на чистом белом фоне, во всей парадной красоте, без грязи и прочей помоечной мерзости. Даже вечно уродские столбы с проводами были красиво декорированы белым инеем. Нас почти везде ждали (со всеми музеями и приходами договаривались заранее), принимали как высоких гостей, делились с нами радостями и проблемами. Открывали, как коллегам, те двери, которые зимой закрыты (или вообще закрыты), так что мы смогли увидеть и редкие росписи, и красивейшие иконостасы.

И, увы, подтвердилась давно замеченная тенденция - с музеями нам договориться обо всем гораздо легче, чем с действующими храмами. Для музейщиков факт приезда коллег - историков, искусствоведов, архитекторов - является событием, это возможность показать свои богаства в лучшем свете, возможность разговора на одном языке, при всех скидках на иногда заметную местечковость принимающей стороны. Кстати, и на местах все чаще встречаются очень знающие, энергичные музейщики, умеющие хорошо говорить, совсем без налета провинциальности. Интернет что ли влияет? Приятно, что все-таки есть пока чувство какого-то интеллигентского братства, есть общие взгляды на многие происходящие процессы.

А вот храмы существуют в параллельном мире. Это с одной стороны понятно, на то она и церковь, но непонятно другое. С ними вроде заранее официально (даже с письмами) пытаются договориться, по-человечески объясняют, кто приедет, с какими целями, как нам важно увидеть росписи, иконы. Приезжаем на место и оказывается, что у нас только пять минут на осмотр фресок, снимать нельзя, и вообще нас особо не ждали, им обедать пора. Это, например, в Устюжне было, в Казанской церкви. А самый обидный облом был в Успенской церкви в Белозерске, где шикарный иконостас. Храм принадлежит приходу, но давно закрыт, поскольку состояние росписей и икон плачевное. Договорились через музей, что нам в виде исключения откроют. Мы, наивные, поверили, а зря. Знали бы заранее, через епархию действовали бы. Оказалось, что настоятель музейщикам отказал, без объяснения причин, в последний момент. А самого его в тот день в городе не было, и телефон никто из прихода не дает, не велено. Это все к вопросу, что будет с музейными ценностями и доступом к ним после полной передачи их в ведение РПЦ, при всем уважении к отдельным настоятелям. Нужна прописанная законодательно система доступа к памятникам, не зависящая от самоуправства каждого отдельного представителя РПЦ, от его желания или нежелания общаться с людьми науки или вообще с каждым приезжающим. Ясно, что у него другой ритм жизни, но люди-то специально едут издалека, деньги платят, чтобы увидеть именно этот храм, эту фреску, эту икону.

Кстати, о положительных примерах... В Ферапонтове открыта выставка фотографий вологодского епископа Максимилиана. Очень здорово и художественно снимает владыка, его бы ставить в пример всем церковным мракобесам, считающим, что съемка убавляет благодать.

И еще немного о горячей теме готовящейся передачи церковных ценностей из музеев в храмы. Нервозность из столиц дошла до провинции, музейщики сами не раз поднимали эту тему в разговорах, без наших наводок. Долго рассказывали, как сотрудники в 30-40-50-е годы спасали иконы из разрушаемых монастырей и храмов, как все это долго и тщательно реставрировалось, хотя мы-то и так знаем. В Череповце и Кириллове сложились уникальные музейные собрания икон, одни из лучших в стране. И люди на местах уже чувствуют реальную угрозу разорения коллекций. Причем, боятся не своих местных иерархов, с которыми выстроены нормальные отношения, а московских безумств, когда людей просто вынудят идти на конфликт. Пока есть единичные примеры писем со стороны сумасшедших прихожан с требованием вернуть "украденную" у них икону. Показательно, что сами священники эти требования не поддерживают и вынуждены оправдываться за своих дураков. Пока более характерны случаи, когда сами настоятели приносят в музеи ценные иконы и просят их забрать из-за опасений краж. В Кирилло-Белозерском монастыре, где музею уже почти 90 лет, живут слухами, что нынешний патриарх собирается сделать здесь ставропигиальный монастырь. Патриарх - Кирилл, а монастырь-то Кирилловский, так что над музем и правда нависла опасность. А вообще церковной жизни на русском Севере почти нет, еле теплится. В Белозерске только один действующий храм, в Кириллове только Иоанновский монастырь внутри большого, да и то безлюдный, с крошечной открытой церквушкой. Одна действующая церковь в Устюжне, остальные стоят в руинах, в соборе сидит музей, еще одна внешне давно отреставрирована и стоит закрытой. На весь 300-тысячный Череповец всего три церкви. Вот и кому отдавать музейное церковное имущество? Порой кажется, что Москва находится на луне, а ее чиновники - марсиане, безнадежно далекие от понимания ситуации в стране.

Отвлекся я что-то, возвращаюсь к путешествию.
Итак, пошли картинки.



Нелазское уже выкладывал av_otus, потому не буду дублировать разные виды церкви.



Здесь была первая встреча с сугробами





В Дмитриеве солнце погасло, как потом оказалось, единственный раз за всю поездку.
Здесь два храма - каменный и деревянный. Деревянный, Никольский, 1673 года, проще и скромнее церкви в Нелазском, к тому же обшит и покрашен, как наказистая сарайка. Внутри ничего особенного, низкий плоский потолок и остатки убранства.
Каменная церковь, Благовещенская, 1770-х, внешне архаична и непритязательна. Зато внутри все сохранилось, включая чрезвычайно оригинальные фрески 1850 года, написанные явно по европейский гравюрам, но с выраженным местным прочтением.











Дальше было село Улома с руинами двух каменных храмов. Когда-то здесь был центр волости, где занимались оружейным делом и изготовлением гвоздей. В 18 веке сюда переселились мастера из Тулы, поэтому сходство здоровущей Троицкой церкви 1807 года с Успенским собором тульского кремля не случайно. Туляки захотели здесь воспроизвести узнаваемые черты своего главного храма. Разбивка фасадов, оконные обрамления и соборная четырехстолпность в интерьере - все взято из тульского образца.



Сегодня обезглавленная церковь больше похожа на огромный дворец, этакие трехэтажные палаты 18 века.



Пробираться к памятнику снова пришлось по пояс в снегу.
Фото от av_otus



Внутри пространство впечатляет масштабом и количеством окон. Истинно собор.



Вторая церковь, Преображенская, 1769 года, проще и типичнее.



Когда-то все выглядело намного эффектнее.



Сейчас вместо шатровой колокольни брошенная избушка магазина





Усадьба Лотаревых Владимировка, она же Суда. Теперь тут музей Игоря Северянина, который жил в этом доме, большом и добротном, но без архитектуных изысков. Сейчас дом заперт и не отапливается, в нем идет реставрация. Странная реставрация, в ходе которой были разобраны подлинные печи. С нами ездили прямые потомки Лотаревых, М.Г. Рогозина и Е.Н. Каминская, у которых потом был долгий и сложный разговор с руководством Череповецкого музейного объединения о проблемах этой подозрительной реставрации. Надо сказать, что нас в итоге в дом не пустили, хотя предварительная договоренность была достигнута. Потом стали извиняться, сославшись на то, что не гарантируют безопасность в здании, где идет реконструкция. Видимо, отмазка. Явно директор музея не хотела, чтобы ОИРУ увидело своими глазами результаты такой "реставрации". Так что иногда и с музейщиками нет общего языка, хотя это все же исключение на общем фоне.



М.Г. Рогозина и Е.Н. Каминская около "своего" барского дома.
Фото от av_otus



Ну и мы с М.В. Нащокиной тоже.
Фото от av_otus



Такая вот утонувшая в снегах избушка



Е.Н. Каминская показывает что-то интересное по усадьбе Лотаревых.
Фото от av_otus



На реке Суде



Фото от av_otus



Следующее утро началось в Кириллове. Очень уж мне нравится эта реконструкция вида Кирилло-Белозерского монастыря на начало 17 века С.С. Подъяпольского. Про сам монастырь писать не буду, слишком уж известен. Жаль, что никак не соберутся провести здесь качественную реставрацию всех храмов. Подъяпольский в свое время что-то успел сделать (трехглавие церкви над водяными воротами, кокошники над храмом Сергия Радонежского в Ивановском монастыре), но при этом сам Успенский собор и все остальные главные храмы продолжают оставаться в плену уродских поздних переделок, снижающих их художественную выразительность. Конечно, это вопрос дискуссионный - воссоздавать изначальные формы или оставлять доморощенность "живых" наслоений. Но в данном случае, памятники сами все сохранили, ничего особенно додумывать не надо, надо только раскрыть и показать многие первозданные детали. Увы, пока все застряло, над собором жидкие леса, не иначе, как снова красят позднюю главу в ядовитый изумрудный цвет.



Обратите внимание на фото Прокудина-Горского столетней давности. Слева в кадре, над Преображенской церковью вместо нынешнего красивого трехглавия кургузая глава и четырехскатная крыша. Так что спасибо С.С. Подъяпольскому за возвращение памятника из небытия.



Вот та же Преображенская церковь сегодня, после реставрации.



Летом отсюда снимешь только с лодки. Весь лед был усыпан рыбаками, проходило какое-то соревнование, кто больше рыбы наловит.





Пришлось изголяться, чтобы леса на барабане собора в кадр не попадали. Поэтому только апсиды.





Ферапонтов монастырь встретил фантастическим светом на фоне темных, почти грозовых туч.









На фрески Дионисия пускают, как и положено, по 10 человек, всего на 15 минут. Некоторые из наших раз пять ходили, все два часа, что мы пробыли в Ферапонтове.



Собор почти не изменился с начала 20 века, все с теми же дурацкими переделками.



А ведь когда-то был таким. Тот же фасад.





Ну и уже под вечер пошли пешком в Цыпино, смотреть недавно отреставрированную деревянную Ильинскую церковь Цыпинского погоста.



Фото от av_otus



Ильинская церковь, 1755 год. Реставрировал небезызвестный Александр Попов, методом переборки. Шуму было много, стоило или не стоило разбирать. Вот тут я немного касался темы. Но результат, надо сказать, впечатляет, почти погибший уже памятник спасен, смотрится убедительно, особенно в интерьере, где сразу видно преобладание старых бревен. Понятно, что вся обшивка новая, но со временем потемнеет. Раскрыта нижняя часть, куда можно войти и увидеть все конструкции, на которых стоит эта махина. Памятник принадлежит музею, хотя используется и как храм. Предполагается воссоздание каменной церкви, стоявшей неподалеку. Место оживает, проведена песчаная дорога от Ферапонтова.





Продолжение следует...

2010, ОИРУ

Previous post Next post
Up