Как формируется сознание, мышление и личность человека

Jan 17, 2022 13:19




Почему же люди в какой-то момент времени решили, что родственны животным? Неужели они не видели разницу? Такие вопросы наверняка возникают, когда впервые узнаёшь об основной идее тотемизма.
Мы не знаем точно, когда именно возник тотемизм, но, судя по тому, что остатки тотемистических представлений есть в культуре народов всех континентов, произошло это до выхода наших предков из Африки. То есть примерно 50 тысяч лет назад, когда наши предки (в данной статье будет идти речь только о Человеке разумном) добрались до Австралии и заселили Европу, у них уже были подобные представления.
Учёные считают, что интеллект наших предков времён верхнего палеолита, то есть 50-10 тысяч лет назад, был таким же, как у современного человека. Об этом нам говорят многочисленные следы хозяйства людей верхнего палеолита. Однако психика людей того времени и современных всё же отличается, и, возможно, именно это отличие объяснит нам то, почему люди в какой-то период времени причислили себя к определённому виду животных.
В чём же заключается разница? Чтобы понять это, для начала нам нужно посмотреть, как формируется сознание, мышление и личность человека. Так как понятия эти большие и сложные, рассмотрим пока некоторые основные моменты.
Сознание и мышление человека
Определений сознания много, поэтому возьмём несколько:
«Сознание - состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события»[1].
«В широком смысле - это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле - «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счёт рефлексии»[2].
«В психологии сознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в окружающем, так и в своём собственном духовном мире. Поскольку предмет сознания - не только внешний мир, но и сам субъект - носитель сознания, поэтому одним из существенных моментов сознания является самосознание» https://bse.slovaronline.com/42528-SOZNANIE
Если попробовать сказать своими словами, то сознание - это психическое отражение действительности отдельным индивидом, самоосознание человеком себя, своей личности, картина мира в голове человека, в которую включён он сам и его действия.
Как мы понимаем, сознание включает в себя также и мышление.
Определений мышления также несколько, мы возьмём лишь некоторые:
Мышление - это процесс по обработке информации, как поступающей из внешнего мира, так и уже имеющейся, для выстраивания адекватного взаимодействия с внешним миром.
Мышление - это познавательная деятельность, заключающаяся в отражении связей и отношений между объектами окружающей действительности и их существенных свойств[3].
Сознание и мышление неразрывно связаны друг с другом, а также связаны с языком.
Как именно формируется сознание человека, мы узнаём, изучая развитие маленьких детей. Но больше всего информации нам, как это ни печально, даёт изучение детей с врождёнными физиологическими патологиями, а также ошибки, допущенные взрослыми при их воспитании.

Немного о работе мозга


Когда мы смотрим на новорожденного ребёнка, нам не приходит в голову, что в каждую минуту его жизни его мозг проделывает огромную работу: он постоянно получает информацию об окружающем мире через органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и вестибулярный аппарат.
Здоровый ребёнок очень активен в освоении информации, ведь ему нужно как можно лучше изучить этот мир. Всем известно стремление даже самых маленьких детей схватить предметы, которые находятся в зоне доступа, и потянуть их в рот. Происходит это неспроста: осязая какой-то предмет, ребёнок выстраивает в голове его трёхмерную модель. Вместе с этим он получает понимание того, что такое размер, консистенция, вкус, запах, цвет, температура и т.д. Вся эта информация раскладывается в нашем мозге «по полочкам».
«Полочки» - это специализированные отделы мозга, которые занимаются хранением информации от разных органов чувств. Анализом всей информации и принятием решений занимается кора больших полушарий, в которой также различаются области, ответственные за разные функции[4]. Ещё более интересно то, что информация не просто хранится в различных отделах, но и распределяется по категориям. Наш мозг работает таким образом, что людей мы относим к людям, животных - к животным, а неживые предметы разделяем на категории рукотворных и нерукотворных.
Также наш мозг работает по принципу ассоциации: даже самые маленькие дети знают, что если одна кошка рожает котят, то и все другие кошки тоже рожают котят, а не, например, щенят. Если одна курица несёт яйца, значит, все курицы несут яйца[5]. Ассоциации могут работать в разных направлениях: мы можем соотносить всё по цветам, по размерам, по форме и т.д.
Очевидно, что в нашем мозге есть механизм, который выявляет нечто общее для познаваемых им предметов и явлений и на основе этого создаёт особые «папки», куда заносится то, что подходит под соответствующие характеристики. Именно поэтому мы можем обобщать поступающие к нам сведения и создавать всё более и более обобщающие категории, например: тюльпаны, розы, гвоздики - цветы; цветы, деревья, трава - растения и т.д.
Способность выделять общие черты и создавать категории необходима нам для того, чтобы мы воспринимали мир и его явления целиком, что нужно для быстрого принятия решения.
Впрочем, есть такие обобщения, которые относятся к культуре, а не к способности самого мозга, поэтому их нужно различать. Известно, что во многих языках одно и то же слово может обозначать разные вещи одной категории, то есть люди на практике не нуждались в обозначении этих разных вещей разными словами. Яркий пример: в английском языке blue означает как синий, так и голубой цвет (то есть англичане как бы обобщают эти цвета в один), в то время как в русской культуре каждому цвету выделено отдельное слово.
Однако дело не ограничивается отражением в мозге ребёнка окружающих его вещей. С первых же месяцев жизни ребёнок начинает учиться взаимодействовать с другими людьми. Как это происходит?
Процесс обучения также является процессом отражения, повторения. В нашем мозге этим занимаются специальные нейроны - зеркальные. Эти нейроны есть у всех высших млекопитающих: мы знаем, что их детёныши учатся, подражая, имитируя действия взрослой особи, так же, как и люди друг у друга.
Один тип зеркальных нейронов занимается двигательным повторением. «Смысл работы зеркальных нейронов состоит в том, чтобы повторять мышечную активность другого организма и учиться, наблюдая за его движением», объясняет физиолог Вячеслав Дубынин[6].

Второй тип зеркальных нейронов отвечает за нашу эмпатию. Так как мы социальные существа, для нормальной жизни в коллективе нам нужно понимать то, что ощущает другой человек. Биолог А. Марков так описывает принцип работы этих нейронов: «Суть его в том, что мысль о переживании сделана физически «из того же теста», что и само переживание. Когда мы о чём-то думаем, что-то себе представляем или вспоминаем, в мозге возбуждаются многие из тех нейронов, которые участвовали в непосредственном восприятии или переживании этого «чего-то»[7].
Получается, что при мысленном представлении движения или ситуации в нашем мозге активируются те самые нейроны, которые работали бы, если бы мы в самом деле производили движение или находились в этой ситуации. Отличие от реального проживания ситуации состоит в том, что в реальности активировалось бы гораздо больше нейронов.
Таким образом, обучение взаимодействию с другими людьми у нас тоже происходит на основе повторения - дети копируют движения, поступки и даже эмоции окружающих их взрослых.
Чтобы вся поступающая в мозг информация хорошо усвоилась, как двигательная, так и зрительная и слуховая, нужно постоянно её повторять. Именно поэтому маленькие дети могут задавать один и тот же вопрос много раз - им нужно как следует «скопировать» ответ, «переварить» его и сделать своим, чтобы он утвердился в их голове. Мы можем даже наблюдать, как ребёнок проговаривает вслух незнакомые слова (впрочем, мы делаем это, и становясь взрослыми) и очень часто комментирует свои действия или действия взрослых - таким образом он «повторяет» ситуацию, чтобы лучше её усвоить.
О том, что нужно повторять движения за другими, чтобы научиться что-то делать - танцевать, лепить фигурки из пластилина, рисовать, мыть посуду и т.д., думаю, рассказывать не стоит - все мы сталкивались с этим в жизни много-много раз.

Язык и мышление


Вместе с изучением окружающего мира маленький ребёнок также учится языку взрослых, которые его окружают.
Язык является системой знаков, посредством которых мы передаём наши мысли и чувства другим людям, а также понимаем, что хотят другие люди. Слова являются для нас символами предметов и явлений и служат для передачи информации друг другу. Без освоения языка (любым способом - звуковым или незвуковым) человек не может в полной мере выражать свои мысли. Выражение мыслей таким образом, чтобы его поняли, крайне важно для человека, так как его жизнь и деятельность зависят от окружающих его людей. Язык, таким образом, общественное явление, и возникает в ходе взаимодействия различных индивидов друг с другом.
Через некоторое время после рождения мозг маленького ребёнка начинает связывать звуки и предметы: например, можно подносить к нему какую-либо игрушку и называть её. Мозг ребёнка будет связывать соответствующие тактильные и зрительные ощущения со звуковыми сигналами[8].
И когда малыш будет произносить какое-то слово, он будет произносить всю совокупность характеристик, которая ему известна в связи с этими звуками, в них будут заключаться все его знания о цвете, запахе, размерах, консистенции данного предмета, а также информация о том, для чего этот предмет нужен.
Например, произнесите слово «мандарин». Что для вас означает набор этих звуков? Может быть, нечто маленькое, круглое, оранжевое, с гладкой плотной шкуркой, съедобное, издающее определённый аромат и имеющее определённый вкус? Так происходит каждый раз, когда мы произносим какую-то мысль (неважно, вслух или внутренне): мы воплощаем в словах всё, что нам известно о данном предмете. Без слов выразить мысль нам было бы затруднительно, хотя есть другие способы передачи информации, однако посредством них нельзя заниматься полноценным анализом всей совокупности окружающей действительности.

Насколько сильно связано освоение предметов окружающего мира посредством органов чувств и освоение языка, нам показывает изучение слепоглухих детей. Оказалось, что такой ребёнок не может научиться говорить, пока не наберёт достаточное количество ощущений из внешнего мира. До того, как учить слепоглухого ребёнка языку, взрослые должны познакомить его с миром через другие органы чувств: например, через осязание. И только после того, как мозг получит достаточно информации об окружающем мире и построит достаточно образов, можно учить ребёнка словам. Теперь слова будут для него не бессмысленной абстракцией, а будут обозначать то, что уже есть в его мозге[9].
Таким образом ребёнок сможет высказывать словами те образы, которые он получил через осязание, а также от опыта общения со взрослыми. Слова фиксируют образ, мысль, а зафиксированную мысль можно осмыслить ещё и ещё раз. Получается, что знание слов, высказывание слов тянет за собой осмысление этих слов и рождает новые мысли. Мы видим это в таком понятии, как речевая модель внешнего мира.
Вот как объясняет это понятие доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин. Примерно к трём годам в ассоциативной теменной коре прописывается вся окружающая действительность - создаётся речевой слепок окружающего мира. Нейропсихологи называют это речевой моделью внешнего мира. Маленькие дети активно формируют эту речевую модель. Если они не знают, как называется что-то, то стараются об этом узнать - именно поэтому дети задают так много вопросов.
Внутри речевой модели отдельные речевые центры связаны друг с другом либо по принципу ассоциаций (о котором мы говорили выше), либо по принципу речевого обобщения (мы говорили выше о способности нашего мозга создавать категории на основе общих характеристик). Речевое обобщение - это очень важное свойство нашей ассоциативной теменной коры, так как оно позволяет сформировать целостность нашего восприятия внешнего мира.
В какой-то момент нервные импульсы становятся способными двигаться по речевой модели, и это движение, как объясняет Вячеслав Дубынин, мы называем мышлением. С помощью речевой модели мы можем вспоминать различные моменты, или же можем за счёт движения импульсов формировать новые обобщения и новые связи, то есть получать новую информацию за счёт самого мышления[10].

Насколько важен язык для формирования человека, мы также можем увидеть на примерах детей, которые были лишены человеческого общения. Есть много сообщений о детях, воспитанных животными, а также о детях, чьи родители не заботились о них должным образом. Не все эти истории являются достоверными, однако есть и задокументированные. Джек и Линда Палмер в своей книге «Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens» приводят в числе прочих историю Джени:
«Одним из наиболее свежих и широко известных примеров неполноценного детства считается случай с девочкой, откликавшейся на имя Джени (Rymer, 1993). Джени нашли в Калифорнии в 1970 году, когда ей было тринадцать с половиной лет. На протяжении этих тринадцати лет, за вычетом первых двадцати месяцев её жизни, Джени изо дня в день держали на горшочке в подвале дома. На ночь её закутывали в крепкую куртку и помещали в кроватку с проволочными стенками, закрытую сверху. Мать Джени была полуслепой, а отец - жестоким человеком, страдающим умственным расстройством. Общаясь с дочерью, он не разговаривал, а лаял. Когда Джени нашли, речь её состояла из нескольких отрицаний вроде «прекратиэто» и «ненадо». Стоять прямо она не могла. После того как девочку обнаружили, она в течение нескольких лет проходила курс интенсивной реабилитации, тренировок и занятий. При прохождении курса терапии Джени училась передвигаться отдельными шагами, а также распознавать слова и разговаривать. Сначала она могла только бормотать отдельные слова, потом перешла на фразы из двух, иногда трёх слов. Однако в отличие от речи нормальных детей, фразы Джени представляли в основном мешанину слов. Она редко согласовывала их, и только люди, хорошо знакомые с её поведением и потребностями, хорошо понимали эти «предложения». Помимо того, что Джени так и не освоила грамматику, особенно синтаксис (законы, по которым слова образовывают фразы и предложения), она не могла различать типы местоимений, а также действительный и страдательный залог".
«Единственный вывод относительно языка, который можно сделать, изучая феномен одичавших детей, - пишут Д. и Л. Палмеры, - тот, что во время основных периодов развития ребёнок должен находиться в адекватной социальной среде»[11]. Другими словами, без человеческого общества освоение языка детьми невозможно. Мы можем сделать ещё и следующий вывод, что человек без освоения языка оказывается недостаточно или совсем недееспособным.

Становление личности человека


Следующая ступень развития ребёнка - становление личности. Определений личности также очень много.
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. (А.Н. Леонтьев).
Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении. (В.А. Ганзен).
Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом. (Ю.В. Щербатых).
Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определённые отношения с этим миром и с миром других личностей. (М.Н. Щербаков)[12]
Личность - это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт. Также личность - это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных[13].
Становление личности происходит в процессе осознания человеком самого себя как отдельного индивида, отделения своих мыслей и желаний от мыслей и желаний других людей. Лучшее описание механизма становления самосознания у человека, по моему мнению, дал советский историк и социолог Б. Ф. Поршнев. На основе его работы психологи-педагоги Крупенин А.Л. и Крохина И.М. разрабатывают этот момент в своей книге «Трудно быть принцем»:
«…для появления «Я» необходимо, чтобы существовали «другие», и чем больше этих «других», тем сложнее становится «Я», поскольку каждый раз происходит противопоставление «Я» иным «другим». На первом этапе, когда в наличии были только «мы и они», потребности в сложном «Я» не существовало, индивид едва выделял себя из «мы», которое тоже было одно, ибо все остальные были «они». […]
С усложнением общества количество «мы», к которым мог принадлежать индивид, постоянно увеличивалось. Образовывались «мы», объединяющие людей по половому признаку, по возрастному признаку, по профессиональному признаку и т. д. Взаимодействия с этими различными «мы» требовало обособления индивида от них, ибо только так можно было сделать выбор между различными требованиями, которые эти новые сообщества предъявляли. «Но только в раннем детском мирке существует… „мы“, не замутнённое хоть в малой мере уходом индивида в себя - его обособлением. Последнее значит, что на нём скрестились хотя бы два разных „мы“, вызвав в нём трудные состояния нервной системы, эмоции, аффекты, которые позже интериоризуются. Индивид - это не микроскопическое „мы“, уплотнённое до точки, а пункт пересечения нескольких, многих, множества отношений „мы и они“. Индивид выбирает, сомневается - он примыкает или хоть прикасается то к одному „мы“, то к другому, то к третьему. Отсюда-то и рождается его внутренний мир, в том числе его высшие внутренние качества: сознание, мышление, воля. Пожалуй, можно сказать, что сознание личности тем выше, чем большее число многообразных „мы“ в ней соперничает, т. е. чем шире объём её социально-психических отношений» (Б. Ф. Поршнев, 1979, с.133)[14].

Мы видим, как появляется «Я» человека - в постоянном столкновении и выборе между желаниями и требованиями других людей и самых разных групп внутри общества, к которым примыкает или не примыкает по каким-то характеристикам каждый индивид. Например, ребёнок состоит в группе своей семьи, своего класса в школе, в группе друзей с одной улицы и т.д. - у каждой из этой группы свои требования к данному ребёнку, и он каждый раз должен делать выбор между этими требованиями. Каждое принятое решение, будь самое незначительное, является кирпичиком в строительстве отдельной, уникальной личности человека. Именно поэтому маленькие дети так настаивают на своём выборе, даже если взрослым их упорство кажется пустяшным. Отстаивая своё решение, ребёнок отстаивает своё отличие от другого индивида или свою принадлежность к той или иной группе с теми или иными интересами и решениями.
Помимо социальных отношений, в деле формирования личности имеют значение опыт и знания. Они также являются частью личности - на основе них человек принимает решения и действует. Здесь, конечно, формирование личности немного отличается от формирования личности как социального субъекта. Если в описанном нами выше случае отдельный индивид становится отличным от других, отстаивая свою самостоятельность, то в случае взаимодействия с окружающей средой разные индивиды будут иметь разные знания и опыт и отличаться друг от друга на основе этого.

Выводы
Сделаем небольшие выводы:
1) человек получает информацию из внешнего мира через органы чувств,
2) мозг человека обладает способностью разносить информацию по категориям,
3) человек формирует двигательные навыки, наблюдая за другими людьми,
4) человек учится социальному общению, наблюдая за другими людьми,
5) без освоения предметов внешнего мира через органы чувств ребёнок не сможет научиться языку,
6) без взрослых людей ребёнок не способен освоить язык,
7) без освоения языка человек не может стать полностью дееспособным,
8) язык и мышление связаны друг с другом, человек выражает мысли и анализирует действительность с помощью слов,
9) личность человека складывается из противостояния, противопоставления себя другим членам человеческого общества,
10) личность человека включает все его знания и опыт, приобретённый в столкновении с внешним миром и обществом.

Отсюда можно подытожить, что человек становится человеком и личностью лишь в обществе. Другими словами, человек одновременно и биологические и социальное существо. Биологическое - наша жизненная основа, а социальное - наше человеческое наполнение.

Оксана Елисеева
____________________

Продолжение темы в статье: "Почему люди верили в своё родство с животными".
Данная статья входит в цикл «Как рождалась религия» https://auxenne-elise.livejournal.com/

Примечания:
1,2. Википедия, статья "Сознание".
3. Виды мышления. Психолог Мария Фаликман https://postnauka.ru/video/53945
4. Подробнее о работе мозга смотрите здесь.
5. П. Буайе "Объясняя религию. Природа религиозного мышления".
6. В. Дубынин "Мозг и зеркальные нейроны" https://postnauka.ru/video/89453
7. А. Марков "Эволюция человека. Обезьяны, нейроны и душа", глава "Зеркальные нейроны".
8. В. Дубынин "Центры мышления и принятия решений" https://postnauka.ru/video/77179
9. Наталья Уфимцева "Язык, сознание, культура - взгляд психолингвиста"
10. В. Дубынин "Центры мышления и принятия решений" https://postnauka.ru/video/77179
11. Д. Палмер, Л. Палмер «Эволюционная псхология. Секреты поведения Homo sapiens», глава 4 «Язык - жемчужина коммуникации», подглава «Одичавшие дети».
12. Википедия, статья «Психология личности».
13. https://4brain.ru/psy/psihologija-lichnosti.php - ссылка не совсем научная, однако, на мой взгляд, тоже содержит хорошее определение личности.
14. Крупенин А.Л. и Крохина И.М. «Трудно быть принцем», глава «И тут выхожу «Я» https://psy.wikireading.ru/18433

психика, сознание, мышление

Previous post Next post
Up