Графика

Oct 17, 2013 15:54

А вот ещё судьба.

Оказалось, что я когда-то в детстве уже слышал эту фамилию.

Проездом в Москве, в шестидесятых гулял с дедом по центру и увидел гигантский портрет Ленина. К какому-то, наверное, празднику вывесили. Я пришел в полное восхищение от размеров картины, очень естественное для ребенка, семья которого до того всегда жила в комнатах, которых на этом полотне разместилось бы минимум штук пятьдесят.

Увидев мой в изумлении раскрытый рот, дед, сам член МОСХА в этих делах весьма разбирающийся, заметил не без явной зависти, что, мол, да, Саша Тихомиров неплохой заказ срубил, везет же некоторым…

Не буду придумывать, конечно, тогда эта фамилия мгновенно забылась и выплыла из каких-то тайных карманов памяти только недавно. И не стану пересказывать биографию художника Александра Дмитриевича Тихомирова.

Отмечу только, что после Войны его, уже зрелого и довольно известного в узких профессиональных кругах мастера, выгнали с четвертого курса Суриковского «за формалистические тенденции». То ли, для того, что бы искупить свою вину перед партией и народом, то ли просто по низкой потребности кормить семью, в дальнейшем он стал одним из основных авторов официальной Ленинианы. Причем именно в несколько даже курьезном её разделе, где ценилась более не художественная ценность, а размер, исчисляемый в десятках или иногда вовсе сотнях квадратных метров.

Потом, в конце восьмидесятых Тихомиров ушел на пенсию, хотя, хоть убей, не понимаю значение этого словосочетания по отношению к художнику. Не выставлялся, не присутствовал, не участвовал и даже под конец советской власти этот автор рекордов по масштабам изображения вождя мирового пролетариата оказался практически забыт. Что уж говорить о новой России, при которой он успел ещё несколько лет прожить.

А потом оказалось, что все эти годы он работал. Много и довольно интересно. О прочем сейчас не буду, но вот не так давно при разборке архива родственники нашли папку с надписью «Холокост». Стали смотреть подробнее и обнаружили, что больше тридцати лет абсолютно русского художника, родившегося в Баку в семье прораба, не отпускала эта тема. О рисунках не знали даже самые близкие, они ложились сразу в стол и явно не предполагали публичности. Чернилами по белому листу, иногда вовсе шариковой ручкой в блокноте.

Сейчас их собрали на выставке. У неё довольно пафосное название, но в самих рисунках никакого пафоса нет. А много чего другого есть. Я посмотрел. И чего-то задумался… Рассказывать не буду. У кого появится желание тоже задуматься, могут посмотреть сами.


Previous post Next post
Up