Только что случайно послушал фрагмент записи 2005 года Беллы Давидович на концерте, посвященном 80-летию её давно покойному мужа Юлиану Ситковецкому. То есть, на самом деле это изумительно исполняет Двойной концерт Гайдна оркестр Musica Viva, солирует на скрипке сын Беллы Дмитрий Ситковецкий, а формально в данном случае Давидович всего лишь ему аккомпанирует
И хотя в принципе фортепиано отнюдь не является моим любимым инструментом и в ряду приоритетов по этому признаку стоит хорошо, если на пятом месте, а скрипка точно на втором, но тут, для меня несомненно, играла именно Белла Михайловна, и я вот что хочу отметить.
Хотя сама Давидович почти ровесница моей матери, но её язык исполнения, он практически идеально тот, которым на моей памяти владела даже не бабушка Люба, а только прабабка Лида, после досрочного блестящего окончания Харьковской консерватории покорявшая избалованную Европу своими гастролями еще задолго до Первой мировой.
Я говорю сейчас даже не о стилистике или манере, а именно о языке, со всеми нюансами, куда входит и дикция. Ну, это, знаете, как я опять же застал ещё в конце шестидесятых в Малом театре. Это не значит, что он был моим любимым в то время, скорее совсем наоборот, даже Грибова во МХАТ или Якута в Ермоловский я ходил смотреть с большим удовольствием, но именно, что касается речи, языка и дикции, это, конечно, Малый отличался принципиально даже от великих стариков того времени.
Так и тут. Не знаю, насколько это правильно и талантливо. Возможно, современные пианисты играют много лучше и совершеннее. Но вот это жесткое и безупречное акцентирование Давидович, оно для меня является единственно абсолютно честным исполнением. Другого, более музыковедческого термина я подобрать не могу. Именно честным. И вот так играла моя прабабушка Лидия Моисеевна Лифшиц.
Впрочем, я вовсе не специалист и, возможно, несу полную чепуху.
Упомянутой записи Гайдна в интернете не нашёл, но и здесь всё, на мой взгляд, предельно понятно.
Click to view