Я, видимо, плохой еврей. Да, что там "видимо". Я, скорее всего, по всем параметрам еврей вовсе никудышный. До такой степени, что по мнению некоторых, а то и многих, даже вовсе не еврей, а так, какое-то недоразумение.
Но, если совсем честно, то я и не претендую, и мне вот это всё абсолютно по барабану. Сам себя я могу идентифицировать исключительно как Александра Васильева, и лично мне более ничего совершенно не требуется. Остальное наносное и от лукавого, тут каждый может сам решать, как этому относиться. Повторю и подчеркну еще раз - мне безразлично.
Поэтому я как просто обычный рядовой человек, проживший в Израиле всего около двух лет, но для меня на самом деле уже аж почти целых два года, могу предельно кратко и просто сформулировать ответы на самые стандартные и частые вопросы, которые мне задаются и читателями этого Журнала, и приятелями, и знакомыми, по поводу этой страны.
1. Является ли Израиль идеальным государством?
Конечно, нет. Я вообще не знаю идеальных государств, но в моем понимании Израиль отнюдь не в первых строках даже приближения к такому идеалу. Но на Ближнем Востоке это, несомненно, самое эффективное и успешное (не путать с богатым, хотя оно и далеко не бедное) государство. Одновременно здесь одно из самых, если вовсе не единственное, хоть сколько-то отвечающее понятиям пусть крайне условной, но демократии.
2. Насколько высок уровень жизни в Израиле по отношению к другим странам, в том числе и с Россией?
Тут нет единого однозначного ответа. Всё очень индивидуально. Лично я, например, конечно, жил в России значительно более обеспеченно и комфортно. Однако это вообще никакой не показатель. Но в принципе безработица здесь достаточно невысокая, предложения о вакансиях появляются постоянно и при желании работу может найти практически каждый. Другой вопрос, что она может не соответствовать квалификации, профессии и запросам. Один мой знакомый, в России переводчик технических текстов с английского, недавно устроился продавцом в отдел кулинарии "русского" магазина и очень доволен. Зарплаты вролне зватает на жизнь им вдвоем с женой.
3. Возможен ли мир на Ближнем Востоке?
Теоретически более, чем возможен. Самый наглядный пример это, конечно, Египет. Уж насколько серьезно враждовали и воевали, вспомнить страшно. А сейчас там, понятно, не то, что страстная любовь или пылкая дружба, но вполне нормальные отношения и, прежде всего, без малейшего даже намека на вооруженное противостояние. Несколько иная ситуация с Иорданией, но тоже мир и покой. Эмираты, Бахрейн и Марокко находятся с Израилем во вполне стандартных дипломатических отношениях и очень даже не против экономического сотрудничества. Саудовцы и Судан пока немножко ломаются и торгуются, но вообще-то по большому счету у них к Израилю никаких претензий.
Да, это в чисто количественном отношении, возможно, и немного по сравнению с общим числом арабских стран в двадцать два государства. Но, во-первых, эти страны далеко не последние по значению среди арабских, а, во-вторых, более даже важны тенденции и прецеденты. Мирное сосуществование вполне возможно.
Но есть Иран. По большому счету, конечно, полная загадка, почему именно персам евреи так уж в борщ насрали. Между ними пару тысяч километров, до аятолл вообще отношения были прекрасные, даже примитивный антисемитизм в Иране меньше, чем во многих продвинутых европейских странах. Но у аятолл к Израилю такая личная неприязнь, что они просто кушать не могут. И гадят из всех сил. Проявляя при этом чудеса изобретательности. Ну, ладно там Хезболла или какие-то шиитские милиции в Сирии. Но как они умудрились подключить к этой сваре Йемен, который вообще хрен его знает где, и которому уж совсем вроде до Израиля дел никаких быть не может - уму непостижимо.
Так что вопреки очень распространенному мнению, что крохотная горстка евреев окружена сотнями миллионов ненавидящих их арабов, она не совсем верна. Да и араб нынче не тот пошел. Он тоже в большинстве хочет жить мирно и сытно.
Однако это всё теория и лирика. На практике же сил, видящих своей единственной целью полное уничтожение Израиля, вокруг более чем достаточно. И вот с ними никакие разговоры, переговоры и уговоры не возможны. Только драться.
4. Способен ли Израиль победить в этой драке?
А вот тут, боюсь, мое мнение слишком субъективное и не совпадает с наиболее распространенным. Я считаю, что Израиль может справиться с любыми внешними угрозами. Но глубоко не уверен, что сумеет решить внутренние противоречия. А именно от них исходит основная угроза.
Так что, тут у меня ни в чем нет абсолютной уверенности. Но одно я знаю точно. Большинство израильтян будет сражаться столько, сколько нужно. Не факт, что победят. Но не сдадутся и не капитулируют.
5. И отдельный, совсем уже чисто абстрактный момент. Мне кажется слабостью весь этот бесконечный тоскливый вой по поводу, кто на какую землю имеет право, с какого момента можно замерять "исконные территории", кто тут "законный", кто легитимный", чей Бог на эту тему что сказал, ну, и все такое подобное. Евреи построили прекрасную страну. Она работает и живет насыщенной современной жизнью. Не только им самим, но и всему человечеству хорошо бы эту страну не просрать. Иначе здесь образуется помойка и классическое Дикое поле, только ещё и с сильным восточным колоритом. Крайне опасная и неприятная штука.