Условная рыночная экономика, ещё более условно называемая в народе капитализмом, штука, конечно, мерзкая и неудобная. Она одновременно противоречит всем мыслимым моральным с нравственными, гуманистическим представлениям человечества в целом и базовым устремлениям к справедливости, упорядоченности и стабильности каждого человека в частности
(
Read more... )
1. Существенная часть активов oil majors составляют месторождения, а существенная часть прибыли делается на на разнице между стоимостью добычи и рыночной ценой нефти, которая входит в цену конечных нефтепродуктов. Поэтому падение цен на нефть приводит к потере ими прибылей.
2. Цены акций oil majors, как и всех остальных, определяются ожиданиями будущих прибылей инвесторами. В случае нефтяников, легко убедиться, что цены их акций очень сильно коррелируют с ценами на нефть.
3. В любой крупной корпорации, топ-менеджеры владеют акциями своей компании на сотни миллионов долларов. Поэтому главное, что их в жизни интересует это цена этих акций. Даже если поубавить цинизма, то в советах директоров тоже сидят люди, которые сильно материально заинтересованы в поддержании высокогу курса цен. Того же хотят и все крупные инвесторы и банки, которые им одалживают деньги. Короче, падение цен акций не нужно никому, даже если компания выживет и цены когда-то потом востановятся.
4. Поэтому majors (and minors) как корпорации, и их топ менеджеры как люди конкретно принимающие решения никогда не станут работать над снижением цен на нефть даже в самых что ни на есть стратегических целях. Если им так уж захочется прибрать к рукам конкурентов, для этого существуют куда более простые, хорошо апробированные и главное более дешевые методы.
Reply
А на практике в достаточно обозримом и потому реально проверяемом будущем Вы и все мы увидим следующую картину:
1. Условно американские, а на самом деле, конечно же, транснациональные нефтяные компании ничего не станут делать принципиального и решительного для повышения или хотя бы стабилизации цены на углеводороды.
2. Даже при падении ниже 25 за баррель сланцевая добыча окончательно не схлопнется. Этого джина обратно в бутылку не засунуть. Хотя определенный уровень снижения добычи более, чем возможен. Но это приведет всего лишь к обесцениванию, а то и разорению чести мелких и средних копаний. Которые будут скуплены гигантами.
3. И те продолжат с одной стороны добывать, с другой - вкладываться в совершенствование технологий и, соответственно, уменьшение себестоимости, а с третьей - торговать и ниже себестоимости, ориентируясь пока более не на прибыль, а на величину доли в рынке.
4. А далее многое зависит от скорости реализации прорывных технологий в областях энергетики, альтернативных углеводородным. Но в любом случае на среднесрочную перспективу будет действовать пункт 1.
Если я ошибаюсь, то это достаточно скоро станет очевидным. Правда, я ещё никогда не ошибался в подобных вещах. Однако это ещё ничего не значит и не дает никаких гарантий.
Reply
Насчет ближайшего будущего мне особенно спорить не с чем, кроме одного. Majors ничего делать не будут, но не потому что им выгодны низкие цены, а просто потому что не могут. Собственно, это единственное в чем мы радикально не согласны. Теоретически они могли бы сократить добычу, но в реальности это бы только ударило по их прибылям. Кстати, может и сократят в наименее рентабельных месторождениях.
Согласен, что добытчики сланцевой нефти так просто не закроются. Они действительно работают над улучшением рентабельности, и уже добились немалых успехов, и пока что работают в убыток в ожидании или подъема цен или что их кто-то купит. Что с учетом пункта 4 далеко не очевидно.
Reply
Leave a comment