Ветер гонит волны

Nov 16, 2018 19:15

Вот уж в чистом виде «с больной головы на здоровую». Я в предыдущей своей реплике вообще никаким образом качественно не оценивал вашего дорогого и любимого Трампа. Отметил всего лишь единственный чисто технологический момент, что так называемая экономика, сколь бы узко или широко мы не применяли это понятия и какой бы комплекс факторов, отражающий состояние общества и государства, мы не имели в виду, в любом случае, совершенно независимо от положительности или отрицательности вектора воздействия и от нашего понимания положительности или отрицательности в каждой конкретной ситуации, вся эта махина обладает весьма серьезной инерцией. И, соответственно, сегодня срабатывает отнюдь не то, что сделано вчера, а то, чем занимались достаточно продолжительное время минимум пару лет назад, а чаще даже ещё раньше.

Это настолько очевидный и общеизвестный факт, что мне даже и не пришло бы в голову обращать на него внимание, если бы абсолютно непонятным и даже отчасти мистическим образом он постоянно не вылетал из головы, казалось бы, в остальном вполне вменяемых и разумных людей. Которые постоянно на полном серьезе автоматически и практически ежедневно несут публично что-то вроде «утром Трамп написал в Твиттере, а к полудню экономика юго-восточной Азии пошла вниз». Хотя и на самом деле показатели на какой-нибудь из даже очень крупных азиатских бирж могут начать снижаться и из-за более мелких причин, чем высказывание американского президента. Но профессиональные игры спекулянтов не имеют никакого отношения к реальной экономике, пусть и способны порой оказывать на неё определенное влияния, правда тоже далеко не мгновенное, но это уже отдельная тема, нет смысла углубляться.

Короче, не трогаю я вашего Трампа, зря вы так возбудились, все что хотел сказать по его поводу, уже изложил для себя предельно подробно и далее участвовать в этом балагане мне не интересно. Так что я сейчас совсем о другом, но тоже имеющем отношение к предыдущему тексту. По некоторым комментариям у меня сложилось впечатление, что, несмотря на прошедшее время, казалось бы, давно расставившее всё по своим местам, некоторые не до конца понимают, что произошло в августе девяносто восьмого. И потому придумывают иногда чрезвычайно умные и сложные теории с объяснениями.

Это, знаете ли, довольно частый психологический перенос. Когда человек или считающий себя очень опытным и мудрым, или даже действительно опытный и мудрый наблюдает какое-то внешне масштабное событие типа московского пожара двенадцатого года. Он потом обязательно начинает объяснять, что это была спецоперация, блестяще проведенная Федором Васильевичем Ростопчиным для лишения французской армии жилья и провианта. Или так исполнялся хитроумный план Кутузова, а то и самого Императора. Имеется ещё множество самых остроумных и убедительных теорий, в обоснование которых приводится бесчисленное количество убедительнейших фактов, свидетельств и документов. Просто самоуважение и слишком трепетное отношение к собственному уровню интеллекта не позволяет признать, что деревянный город такого размера того времени, оставленный большинством жителей и без всякого административного руководства, элементарно не мог не сгореть от той самой пресловутой «копеечной свечки».

Кстати, широко известен случай, как в семьдесят первом году позапрошлого века практически весь Чикаго, несмотря на то, что жители там были и даже пожарные службы считались по тем временам весьма эффективными, но в результате неблагоприятного стечения обстоятельств выгорел якобы от керосиновой лампы, во время дойки опрокинутой коровой миссис Олери на одной из пригородных ферм. И даже как будто в каком-то местном музее выставлена эта самая чудом сохранившаяся лампа. Но, подозреваю, тут тоже одна из городских легенд, созданных хитроумными американцами из-за дефицита реальных ярких исторических фактов.

Но вернемся к нашим баранам. Конечно, это полная чепуха и наивный бред относительно тщательно продуманного плана. Никто дефолт девяносто восьмого не только не планировал, но даже и в страшных фантазиях не хотел ничего подобного. Всё было примитивно. Во-первых, о чем я уже упомянул в предыдущем тексте, днище корабля новой российской экономики за время своего хоть и не очень долгого, но чрезвычайно экзотического и экстремального путешествия слишком обросло всякими паразитическими ракушками и прочей подобной гадостью, что мешало скорости дальнейшего плавания и требовалась чистка того или иного рода. Во-вторых, просто не хватало ещё времени на наладку двигателей и приведение команды хоть к какому-то уровню профессионализма. Немного, буквально ещё пары лет не хватало. И вот тут в-третьих. Никакого времени в запасе не оказалось ещё и потому, что нефть совершенно оборзела. В январе она стоила шестнадцать с половиной долларов, ребята с предыханием молились о двадцати, ну, или хотя бы пусть дальше не падает. Тогда есть хоть какой-то шанс продержаться. Но молитвы услышаны не были и к августу дошло до двенадцати с небольшим.

Но сами ГКО придумали отнюдь не тогда, а первый выпуск начался ещё в девяносто третьем. Однако поначалу из-за ряда технических ограничений и финансовых особенностей времени это был достаточно рядовой и стандартный инструмент, не пользовавшийся особыми спросом и популярностью. И только к самому концу девяносто седьмого от полной панической тоски и плохих предчувствий на основе этих обязательств принялись строить реальную и элементарную финансовую пирамиду. Но чем она принципиально отличалась от МММ и подобных, и почему у меня к Мавроди претензий никаких, а к тогдашним властям имеются?

Дело в том, что играть или нет с МММ было личным делом каждого. Этим занимались или полные идиоты, или сволочи, которые прекрасно понимали смысл и суть происходящего, но надеялись, что они успеют проскочить, а на бабки попадут все остальные. Ни тех ни других абсолютно не жалко, что называется, каждому по вере его. Но с ГКО совершенно другая ситуация.

Начиная с конца девяносто седьмого на них подсадили практически все банки. Мне могут возразить, что тоже ни у кого ствол у виска не держали. Но это как сказать. Действительно, уголовной ответственности за неприобретение этих бумаг не вводили и ОМОН не присылали. Но, во-первых, и чисто административная политика контролирующих органов ЦБ была довольно жесткой. Если кто из банкиров начинал слишком откровенно манкировать, то его вызывали и проводили воспитательно-профилактическую беседу. Мол, слишком чего-то мало ты вкладываешь в государственное дело, может, патриотизма не хватает, так мы пришлем компетентных товарищей, они проверят, нет ли каких резервов столь благородного и необходимого стране чувства… Находилось немного тех, кто в подобной ситуации осмеливался прямо и жестко послать Центробанк. Особенно поскольку было достаточно ярких примеров того, что происходит с сильно смелыми, и все эти примеры в профессиональных кругах прекрасно известны.

Однако и это не самое главное, основное во-вторых. Тут примитивная школьная арифметика. Предположим, самый лучший кредит частному лицу или организации дает тебе пятьдесят процентов годовых. Прямое участие в самых эффективных и надежных инвестициях приносят семьдесят. А ГКО обеспечивают сто сорок. Конечно, теоретически можешь их не покупать. Но тогда ты не способен предложить по вкладам тех процентов, которые имеются у конкурентов. И довольно быстро исчезаешь с рынка без всяких силовых действий со стороны властей. Вариантов нет.

Короче, повторяю, к концу лета девяносто восьмого практически все деньги почти всех банков неизбежно оказались в ГКО. И я, например, и далеко не только я, прекрасно понимал, чем это неизбежно должно закончиться. Но в отличие от ситуации с условным МММ у меня не было выбора. Мои фирмы обязаны иметь счет в банке и только с них осуществлять все платежи. И только на них (исключая совсем уз «черные» схемы, о которых сейчас речь не идет) поступали платежи от контрагентов и партнеров. Так что, как ни крутись с постоянным обналичиванием и минимизацией сроков нахождения денег на банковских счетах, там постоянно что-то скапливалось и крутилось.

И вот числа пятнадцатого раздается мне телефонный звонок от одного приятеля, владельца банка, через который я провожу основные платежи (он по этому поводу до сих пор из немногих оставшихся близких товарищей), и он говорит, типа, Юрич, никаких вопросов и комментариев, постарайся за два дня очистить все счета, дальнейшее я не гарантирую. Я в тот момент был в Испании, но мне удалось в основном справиться. Хотя несколько платежей, мне уже перечисленных и подтвержденных копиями платежек, так до меня и не дошли и то же самое произошло с нескольким мною уже отправленными. Несколько обидно, конечно, но в целом я отделался малой кровью.

Но не у каждого деньги лежали в банке близкого приятеля да плюс к тому и порядочного человека. А главное, я был всё-таки относительно очень мелкий предприниматель и, что тоже крайне важно, не связанный с серьезным реальным производством. А когда у человека большой завод или крупная стройка? Там постоянно на счетах просто необходимы очень серьезные суммы для ежедневных операций. Всё разом грохнулось и исчезло. Людей примитивно ограбили.

Но почему я и тогда говорил и до сих пор продолжаю утверждать об особой подлости проведенной операции. Ну, форс-мажор, непредвиденные обстоятельства, всякое бывает, любое предпринимательство без риска не обходится, почему именно подлость? Да потому, что государство, делая эмитентом Министерство финансов, а агентом по обслуживанию Центробанк, таким образом гарантировало ГКО имуществом этого самого государства. А с этим имуществом совершенно ничего страшного не произошло. Оно не сгорело, не испарилось и на Луну не улетело. Более того, несмотря ни на что, его объемы в тот момент оставались ещё несоизмеримы с суммами долгов по облигациям. И расплатиться не было никаких проблем.

Да, через определенные, возможно для кого-то не самые приятные и достаточно жесткие процедуры. Пусть с замораживанием начисления процентов, пусть с отсрочками и пролонгацией сроков выплат, ещё множеством технических ограничительных условий. Но неприятное и жесткое, это не смертельное. Можно было создать земельные сертификаты. Можно акционировать крупные сырьевые активы, много можно было чего сделать. Но это если по-человечески. А решили в наглую без всякой лирики. Все пошли в жопу. И точка. Потому исключительная подлость. Несмотря на весь последующий финансовый и экономический положительный эффект, что отдельно.

И только не надо мне возражать, что на самом деле в феврале девяносто девятого были предприняты определенные меры по размораживанию выплат по ГКО. Да, правда, тому же самому Касьянову, реально одному из лучших финансовых переговорщиков такого рода в мире, удались тогда кое-какие шаги по реструктуризации внешних долгов и уменьшению накала, связанного со всем этим международного скандала (там, кстати, за рубежом тоже кое у кого рыльце было сильно в пушку, потому далеко не все и особо возникали, но тут опять совсем отдельная тема). Однако это были действия никакого отношения к реальным жертвам «дефолта» уже не имеющие. Те конкретные люди, чьи банки гавкнули, а деньги исчезли, никакой практической компенсации не получили и с ними никто в переговоры не вступал. Просто послали.

Нет, я не в обиде. У меня вообще самый мирный хомячок. Просто не очень люблю, когда, изображая из себя слишком умных, меня принимают за полного идиота.

Экономика

Previous post Next post
Up