Быть настоящим, быть свободным...

Jan 05, 2016 00:06


В психотерапевтической практике иногда используется методика, которая называется "Некролог". Человеку предоставляется возможность поразмыслить о том, что сказали бы о нем другие люди после его смерти. Это довольно трудная задача. Нужно суммировать, что ты хочешь оставить в памяти коллег и близких людей после себя, что ты уже сделал для этого на своем жизненном пути. Сегодня мне на глаза попалось посвящение одному из моих вузовских преподавателей, который ушел из жизни почти 6 лет назад. Прочитав, я поняла, что в этом тексте воплощаются многие мои представления о том, какой след  я сама хотела бы оставить после себя. Кунтыш Владимир Анатольевич был для меня одним из образцов для подражания при жизни, он остался им и после своей смерти. Готова подписаться под каждой строчкой, написанной о Кунтыше кем-то из его коллег.

Памяти профессора В.А. Кунтыша БЫТЬ НАСТОЯЩИМ, БЫТЬ СВОБОДНЫМ…

В современной мире, недостаточно знающим собственное прошлое; в современной экономической теории, переполненной банальными и затертыми представлениями, чрезмерно увлеченной неосмысленным настоящим, останется след - отважная оригинальность В.А. Кунтыша, его эрудиция и историческое воображение.

19 февраля 2010 года после тяжелой болезни ушел из жизни профессор кафедры экономической теории, почетный работник Тверского государственного университета Владимир Анатольевич Кунтыш.

В. А. Кунтыш проработал в Тверском госуниверситете почти 40 лет. Он был уникальным специалистом по истории экономических учений, тонким исследователем экономико-теоретических проблем, одним из самых опытных и неординарных педагогов университета. Владимир Анатольевич - человек с необычайно широкими научными, художественными и гуманитарными интересами, его отличали исключительная интеллигентность, порядочность, творческое отношение к любому делу.

Дмитрий Сергеевич Лихачев называл 5 характерных черт русской интеллигенции:
независимость мысли при европейском образовании;
свобода как нравственная категория;
отвращение к деспотизму;
чувство собственного достоинства;
готовность к сопереживанию.

Всеми этими чертами обладала личность, научная и профессиональная жизнь профессора Кунтыша, но, как и любая черта характера или поступок этого редкого самобытного человека и ученого, они окрашены особо, только ему присущими оттенками.

Владимир Анатольевич был действительно образованным человеком. Он закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Атмосфера уникального, самого европейского русского города, пропитанная еще дореволюционным, петровским духом, среда настоящего университета, мир «старой профессуры», традиции глубокого уважения к прошлому своей страны - все это питало его ум, сформировало особый взгляд на жизнь, науку, человеческие отношения. В беседах с коллегами он тепло вспоминал свои университетские годы. Очень оживлялся, когда рассказывал о занятиях, концертах, выставках, прогулках. Необычайной образностью отличались его воспоминания об учителях (и университетских, и школьных), впечатления о легендарных спектаклях с участием Галины Улановой, Елены Образцовой. Во всем этом просматривалось только для него характерное сочетание эмоциональной окраски с глубоким историзмом восприятия жизни. В дальнейшем В.А. Кунтыш продолжил свое образование в аспирантуре Калининского госуниверситета, защитил кандидатскую диссертацию по истории экономических учений в Институте экономики АН СССР. Алексей Алексеевич Сергеев, зав.кафедрой политэкономии принимал его на работу в Калининский госуниверситет и сыграл важную роль в его становлении как ученого. Именно он почувствовал в публикациях Владимира Анатольевича остроту исторического мышления и предложил написать диссертацию в рамках истории экономических учений. Впоследствии В.А. Кунтыш значительно расширил эти рамки своей научной деятельности. Он дополнительно получил юридическое образование. За годы педагогической деятельности им были разработаны и успешно читались не только курсы истории экономических учений и истории экономики, но также курсы экономической теории, мировой экономики, римского права и др. Тематика его статей была самой разнообразной: обобществление производства, критика трактовок социализма современными анархистами, совершенствование финансовых методов стимулирования технического прогресса, банковский контроль, бюрократизм, правовое регулирование индивидуального труда, предпринимательство, налоговые отношения и др. Общий объем опубликованных им научных работ составляет 65 печатных листов. Им опубликовано 7 монографий, 173 методических и научно-методических материалов. Он активно занимался научно-практической работой. В составе научной группы участвовал в разработке новой концепции дополнительного образования. В 2003 г. апробировал ее в рамках Программы «Интеграция военнослужащих, увольняемых в запас, в гражданское общество» (грант ТАСИС, 2003 г.) в составе творческого коллектива.

Для Владимира Анатольевича было характерно стремление к постоянному самообразованию. Он был книжным человеком, с детства много увлеченно читал, знал и любил издательское дело. Его часто можно было увидеть в залах библиотеки с редким фолиантом в руках или бережно рассматривающего альбом по искусству. Владимир Анатольевич являлся ответственным редактором сборников научных трудов, выпускаемых кафедрой, мечтал заняться изданием книг. Он по-детски радовался переводам классических трудов по философии и экономике, появившимся в московских книжных магазинах в последнее время: их доступности и для чтения, и для пополнения его домашней библиотеки. Владимир Анатольевич увлеченно изучал иностранные языки, много читал в подлиннике на польском, французском. Владимира Анатольевича отличали не только начитанность, но и редкий ум, непривычное, подчас парадоксальное мышление. Поражала его способность бесконечно и при этом свободно окунаться в разные исторические эпохи, выдергивать яркие примеры для более глубокого проникновения в суть социальных и экономических явлений. Его мысли были независимы, лишены штампов, он никогда не допускал банальностей. Это касалось как научных дискуссий, так и рассуждений о литературе, музыке, искусстве. При всей погруженности в книги, в историю Владимира Анатольевича интересовали современные процессы в экономике, обществе, образовании, искусстве. К удивлению и радости своих студентов он свободно ориентировался в молодежной музыке. Его увлечение немецким языком давало необычные проявления. Часто на переменах, стоя у окна в корпусе «Б», он слушал в наушниках Rammstein. Его лекции поражали не только свободным владением историческим материалом, изысканными цитатами «по памяти», но и самим процессом рождения мысли. Им разработаны и применены новые формы обучения: анализ экономических ситуаций и пословиц, подготовка эссе.

Владимир Анатольевич всегда стремился к внутренней свободе. Он мало зависел от мнения окружающих, географии местонахождения. Он формировал свой внутренний мир, который стал заповедной территорией его интеллектуальных и душевных поисков. Это давало невероятную свободу и силу духа, помогало справляться с недомоганиями, а последнее время - и с тяжелой болезнью.

Владимиру Анатольевичу претил всякий деспотизм - в поведении, мыслях, отношениях с окружающими.  Это проявлялось в том, как он общался со студентами, никогда не показывая интеллектуального превосходства. Это сказывалось и в отношениях с коллегами: уважительных, подчеркнуто вежливых, но при этом доброжелательных.

В 1986-90 гг. В.А. Кунтыш работал заведующим кафедрой. В этом статусе его отличали педантичность в бумагах, внимательность и справедливость к подчиненным. Владимир Анатольевич принципиально хотел сохранить индивидуальность педагогического и интеллектуального пространства каждого члена кафедры.

Не хотелось бы, чтобы у читателей этого очерка сложилось впечатление о Владимире Анатольевиче Кунтыше как об идеальном, образцовом человеке, лишенном недостатков. Он мог и раздражаться, и обижаться, и выходить из себя. Его бесили хамство, невоспитанность. Но короткие вспышки гнева, выхода чувств, сменялись философским взглядом на ситуацию. Этот ироничный взгляд разряжал обстановку, позволял всем присутствующим критически посмотреть на проблему со стороны.

Для Владимира Анатольевича была характерна фанатичная ответственность к своему делу и слову. Всем помнится, как Владимир Анатольевич прочитал полноценную лекцию для одного студента, когда группа прогуляла занятия. И в этом было его чувство собственного достоинства. Где бы он ни работал - в совете экономического факультета, профкоме университета, - он все делал добросовестно, результативно. Также добросовестно он занимался с аспирантами, также добросовестно освоил компьютер и интернет.

Уникальность Владимира Анатольевича проявлялась в деликатном отношении к людям, готовности к сопереживанию и деятельной помощи. У большинства его друзей и знакомых хранятся знаки его внимания к их увлечениям или заботам: вырезки из газет, журналов, самодельные книжечки, милые поделки.

Он исключительно трепетно относился к своей маме, заботился о ней.

Кафедра экономической теории потеряла ученого, друга, замечательного человека. Но остались его труды, а главное - завет Владимира Анатольевича Кунтыша: «Быть настоящим, быть свободным…»

Источник: http://reftrend.ru/546478.html

Личное, Отражение...

Previous post Next post
Up