Исцеление через темные эмоции. Экология эмоций (Ecology of emotion)

Mar 26, 2013 02:52

Из книги Miriam Greenspan "Исцеление через темные эмоции"

«Каждый человек несет в себе целостный отпечаток состояния всего человечества», - писал Монтень. Каждая история страдания заключает в себе целый мир боли. Неважно, насколько очевидно индивидуальная, эта история разыграна в большем социальном, культурном, планетарном и космическом контексте - в контексте эмоционального ландшафта. Мы не всегда осознаем эти более широкие контексты. Мы не можем измерить их в лаборатории. Но они присутствуют, влияя на каждого из нас в степени, которую мы с трудом можем описать, влияют на нас бессознательно.

Невротическая боль, страдание, которые мы сами причиняем себе, почти всегда основано на подлинном страдании - посылаемом рукой судьбы, с помощью которой Жизнь имеет с нами дело. Это подлинное страдание - не всегда то, что мы переживаем непосредственно в нашей собственной жизни. Это может быть история семьи, прошлое наших родителей или предыдущих поколений, исчезнувших и забытых. Иногда приходится вернуться на несколько поколений назад, чтобы найти источник этого не невротического страдания: смерть, сексуальное насилие, травма, связанная с войной, подавлением или жестокостью. Когда мы узнаем это, наши собственные истории меняются. Они становятся больше, глубже и шире, чем мы от них ожидали.

Поразительно, но этот более широкий исторический контекст укоренен в нашем теле. Ограниченное тело, которое мы считаем своим индивидуальным «Я», несет в себе запечатленные эмоциональные следы тех, кто жил до нас. Эмоции в теле содержат информацию, которую мы можем узнать, если позволим телу нести свою истину. За последние два десятилетия психотерапевты живо убедились в этом на примере людей, переживших инцест, чьи истории как бы сами собой рождались из тела, когда рядом был человек, подобно акушерке готовый их принять. Каким образом тело хранит в себе подобную информацию, неизвестно. Это часть более масштабной Тайны, к которой эго-психология, какой мы ее знаем, может прикоснуться лишь поверхностно, и уж, конечно, не способна постигнуть ее.

Мы живем в мире, и мир живет в нас. Темные эмоции, которые несут в себе наши тела, -это надличностная энергия, обитающая в нашей плоти и укорененная в том, как именно мы реагируем на мир, на неизбежную боль, которую испытывает человек, будучи живым и по-человечески связанным с другими. Мы видим наши «личные» чувства через линзу нашей отделенности. Но когда мы расширяем линзу, становится очевидно: все, что мы чувствуем, переживается внутри более масштабной эмоциональной экосистемы . Отдельное «Я», каким мы его знаем - это то, что Альберт Эйнштейн назвал «оптической иллюзией нашего сознания». Говоря словами Мартина Лютера Кинга, все мы связаны между собой в «неизбежной сети взаимозависимости».

Мы используем микроскоп, чтобы увидеть крошечные клетки, и телескоп, чтобы наблюдать звезды, но у нас нет инструмента, чтобы охватить взглядом всё вместе: разум, тело, эмоции, культуру, историю, общество, космос - по крайней мере, научного инструмента. Что позволяет нам увидеть целостную картину - это ясное широкоугольное видение, которое относится к области духа.

Это именно область духа, где происходит эмоциональная алхимия - не того духа, который отделен от тела, но того духа, который, подобно потоку, берет начало в телесном знании. Когда мы можем расширить историю нашего страдания через эмоции, укорененные в теле, эмоциональная алхимия происходит естественным образом. Мы узнаем, что страдание не всегда умерщвляет; оно способно также и оживлять. Оно не всегда ослабляет; оно может также укреплять. Оно не всегда умаляет нас; оно может делать нас больше, чем мы есть. Мы идем к психотерапевтам, чтобы уменьшить наши страдания, тогда как на самом деле нам нужно открыться страданию и позволить ему расширить нас.

Мир крайне нуждается в тех вещах, которым учат темные эмоции. Наше отвращение к боли на самом деле препятствует поискам счастья. Когда мы противопоставляем свет и тьму, наше исцеление остается частичным и навязчивым, легко сводимым на нет. Мы ищем на свету то, что нашли бы в темноте. В темноте находятся накопленные тоска, страх и отчаяние, которые живут в нашем теле. В темноте находится огромное, кажущееся непреодолимым страдание, которое преследует наш мир.

Слово «шаман» означает «видеть в темноте». Существует шаманизм темных эмоций - способ сохранять осознанность посреди хаоса и шторма темных областей души, который полностью переворачивает наше восприятие того, кто мы такие и что мы такое. Болезненные эмоции ставят перед нами задачу найти священное в разрушенном, развить ощущение расширенного Я за пределами страдающего эго и обрести осознанность, которая приходит от внимательности к жизненным трудностям, а не от тенденции их избегать. Болезненные эмоции помогают нам перейти к более широкой и углубленной перспективе, не ограниченной болью, но расширенной ею.

Слушаем мы их или нет, темные эмоции будут появляться. Так или иначе, они будут взывать к нам через тело - как акт милосердия или акт жестокости, как раковая опухоль или подъем творческой энергии. Темные эмоции не уходят. Они просто приходят к нам в той форме, которую мы можем выносить. Когда мы овладеваем искусством оставаться полностью сознательными в их присутствии, они помогают нам пройти по дороге страдания, и мы узнаем, что у темноты есть свой собственный свет.

(с) Miriam Greenspan. Healing through dark emotions

Previous post Next post
Up