Общие положения
Персонажи, которые могут на игре оказать помощь раненым, больным и прочим пострадавшим, подразделяются на:
• лекарей (у эльфов, людей и хоббитов), лечащих телесные раны и недуги с помощью лекарств и хирургии.
• целителей (у эльфов), воздействующих на тело больного теми же методами, что и лекари, а также способных лечить силой фэа. Эта сила имеет общие корни с магической (см. правила по магии).
• обученных лекарскому делу (у гномов), лечащих так же, как лекари, и изготовляющих протезы.
Для присвоения статуса лекаря игроку необходимо подробно прописать в квенте, кто, когда и чему из лекарского искусства учил его, а также перечислить умения, которыми обладает персонаж.
И у целителей, и у лекарей могут быть ученики, однако не более одного одновременно. Возможно присвоение ученику звания лекаря/целителя в ходе игры, для этого он должен сдать целительский экзамен, пройдя заранее оговоренные с мастером-региональщиком испытания.
Целители/лекари могут лечить представителей другого народа, но умеют лечить, как правило, соплеменников. Присущие каждому народу особенности и лекарские традиции отличаются, что может сказываться на ходе и успехе лечения.
О целительстве у эльфов
Целители у эльфов могут воздействовать не только на тело больного, но и на его душу (феа). Наличие Дара у персонажа следует прописывать в квэнте и согласовывать с мастерами.
Дар целителя подразумевает под собой умение ощущать, "слышать" организм пациента, как распределяются жизненные силы в его теле и фэа, почему именно так (за счет этого целитель иногда может диагностировать проблему, не различимую по внешним проявлениям). Целитель знает о том, каким должно быть здоровое, неискаженное тело и дух, он способен "напомнить" об этом пациенту.
Отыгрыш лечения силой фэа производится в рамках правил по магии, поскольку магическия сила и сила целителя - одно и то же.
Целитель может использовать "силу фэа" для того, чтобы, например, поставить сложный диагноз, навеять сон, ускорить исцеление, снять боль и т.д., но, кроме этого, он также может и умеет лечить медикаментозными методами (т.е. действует как лекарь) и не использует силу фэа, пока в этом нет особой необходимости.
Исцеляющее заклинание исцеляет только от того, что упомянуто в заклинании.
Если же по какой-то причине целитель все-таки взялся лечить тело пациента силой фэа вместо медикаментов и хирургии, то следует помнить: типичное исцеляющее заклинание переводит состояние раненого/больного в предыдущую по тяжести стадию. Но не лучше чем в легкое ранение. Мгновенного исцеления не бывает.
Целитель может лечить и нетелесные раны - "поражения фэа". В эту категорию попадают случаи сумасшествия, сильного страха, шоковые ситуации и т.д. Целитель может лечить болезни магического характера.
Целитель не может:
• оживлять мертвое (не может сделать живыми отмершие ткани, например)
• восстанавливать отсутствующие органы или части тела.
• лечить при отказе пациента.
Эльф-целитель может лечить человека. Эффект - на отыгрыш. Теоретически эльф-целитель имеет возможность лечить человека и при его отказе, но этически этот вопрос неоднозначный и, возможно, приведет к уменьшению Дара.
О лекарях у эльфов, людей и хоббитов
Лекари могут излечивать раны, осложнения от них, отравления и болезни с помощью лекарственных средств (см. ниже).
Для изготовления лекарств лекари используют лечебные травы.
О лекарских навыках у гномов
У гномов методами лечения ран и травм в той или иной степени владеют все гномы. Каждый гном имеет определенный уровень владения лекарскими навыками - от 1 до 6. При оказании медицинской помощи кидается кубик - лечение будет успешным, только если выпало число, равное лекарскому уровню или меньше его.
Навыками лечения отравлений владеют только гномы с уровнем лекарских навыков от 4 и выше.
Навыками изготовления протезов владеют только гномы с уровнем лекарских навыков 3 и выше, имеющие представление об изготовлении изделий из металла. При необходимости, протезы могут изготавливать два гнома - гном-лекарь и гном-кузнец.
Медицинские навыки
Эти навыки подразделяются на:
1. Диагностику. Выявление повреждений при ранах и травмах, диагностика заболеваний и отравлений.
2. Терапию. Лечение заболеваний нехирургическими методами (травничество).
3. Хирургию. Лечение травм и оперативное вмешательство.
4. Лечение силой фэа
5. Первая помощь. Первичная обработка ран, остановка кровотечений, перевязка.
6. Узкоспецифические методы: ароматерапия, литотерапия, психотерапия, лечение через сны и т.д.
7. Изготовление протезов (только у гномов)
Первичную обработку ран и перевязку способны провести не только лекари, но и любой персонаж. Все прочее - только лекари, целители и их ученики.
Ранения
Делятся на лёгкие, средние и тяжёлые.
Лёгкое ранение: однократное попадание по конечности. Отыгрывается обездвиживанием конечности после окончания боя.
Среднее ранение: однократное попадание по корпусу или двукратное попадание по конечностям. Отыгрывается падением (допускается облокотиться на ближайшее дерево или пень), персонаж может отбиваться от ударов кинжалом, атаковать не способен, может говорить и во весь голос звать целителя.
Тяжёлое ранение: двукратное попадание по корпусу или трёхкратное попадание по конечностям. Отыгрывается падением, персонаж неподвижен, может стонать и шёпотом звать на помощь.
Без оказания помощи целителя или лекаря лёгкое ранение через 15 мин переходит в среднее и самостоятельно не излечивается. Среднее ранение в этой ситуации через 15 мин переходит в тяжёлое. Персонаж в тяжёлом ранении (исходно или в результате перехода из среднего ранения) умирает, если ему в течение 30 минут не оказали помощь. После смерти персонажа игрок изображает тело ещё 10 минут, либо до окончания взаимодействия с ним, и, надев белый хайратник, идёт в Мандос, по возможности не обнаруживая себя перед другими игроками.
Вне зависимости от состояния персонажа игроку рекомендуется по жизни ответить на вопрос лекаря, куда и чем он ранен. Если, конечно, он хочет, чтобы его персонаж продолжал жить дальше;)
Любому ранению могут сопутствовать осложнения в виде переломов, обильной кровопотери, повреждения внутренних органов, болевого шока, заражения крови (только для людей и хоббитов) и т.д.
Время исцеления
Полное выздоровление занимает:
- после легкого ранения - 15 минут.
- после среднего ранения - 30 минут.
- после тяжелого ранения - 45 минут.
Если ранение с осложнениями, к времени выздоровления добавляется 15 мин (фактически осложнения переводят ранение в следующую категорию).
При тяжелом ранения осложнения могут привести к смерти персонажа (по согласованию с игроком).
Лекарственные средства
Все лекарства делятся на:
• обезболивающие
• кровоостанавливающие
• снотворные
• успокоительные
• ранозаживляющие
• тонизирующие
Применять лекарственные средства можно только в виде:
• отваров
• мазей
• компрессов и примочек
Всё, что контактирует с телом игрока по жизни, должно быть безопасным и гипоаллергенным!
Эльфы, люди и хоббиты используют для изготовления лекарств отвары целебных трав.
Лечебными свойствами обладает лембас.
У гномов - свои, традиционные средства, по большей части минерального происхождения. Однако они могут пользоваться и людскими либо эльфийскими снадобьями, если захотят.
Отыгрыш применения лекарственных средств
Отвар. Моделируется чаем или напитком на основе трав, заваренных в кипячёной воде (примеры - чай, каркадэ, мята, шиповник и т.д.). Для изготовления отваров можно использовать только травы, собранные травниками (см.правила по травничеству). Пожалуйста, не заваривайте дикоросы!
Мазь. Моделируется детским кремом или вазелином, смешанным с лечебными травами. Мазь наносится на сложенный в несколько слоёв бинт или марлю, приложенный к раненому месту. После нанесения мази бинт с тела пациента убирается. Пожалуйста, не наносите мазь на кожу игрока!
Компресс и примочки. При применении компресса следует использовать крупные кусочки активированного угля или сушёных трав. Компресс и примочки представляют из себя кусок бинта, сложенный вдвое. Между слоями ткани кладутся кусочки угля, сушёные травы или слой крема. Компресс или примочка прикладываются к поврежденному месту и фиксируются, если необходимо, повязкой.
Перевязка, хирургия
Бинты отыгрываются полосками белой ткани (не марля!), шириной в ладонь, достаточными по длине для того, чтобы хотя бы дважды обернуть поврежденную часть тела. Имейте в виду, что перевязывать может потребоваться корпус человека немалого обхвата.
Для фиксации перелома рекомендуется использовать шину, сделанную из прямых дощечек или прямых палок средней толщины. Гномы для фиксации переломов (более эффективной) могут использовать гипс. Гипс моделируется эластичным бинтом или полосой мешковины. Длины бинта или полосы материи должно хватить, чтобы полностью обмотать повреждённую конечность. Переломы костей головы не моделируются!
Наложение швов отыгрывается с помощью куска материи, натянутого на пяльцы или их аналог, и иголки с ниткой. Пяльцы прикладываются к месту ранения, материя разрезается, после чего сшивается по жизни. Внимание! Не пришивайте материю к костюму игрока!
Ампутация (например, потеря ноги/руки при заражении крови или гангрене вследствие осложнения после ранения) отыгрывается следующим образом: «ампутированная» конечность маркируется красной ленточкой, пользоваться ею нельзя.
В начале операции обязательна анестезия/обезболивание (либо большая доза снотворного, либо большая доза вина, либо, на крайний случай, оглушение). Если анестезия не полная (больной остается в сознании), то его необходимо зафиксировать или крепко держать. Без анестезии больной может умереть от болевого шока.
Протезирование
Протезы могут быть просто механическими, в этом случае их работа ограничена простейшими функциями: сгибание руки в локте, ноги - в колене и стопе. Протезы также могут быть артефактными, в этом случае к их изготовлению применяются правила по магии. Артефактные протезы по возможностям движения максимально близки к современным бионическим протезам (реагируют на мысленное усилие и способны выполнять те же движения, что и живая конечность или орган).
Об отравлениях
На игре возможны отравления. Отравления моделируются наклеиванием на посуду жертвы специальной наклейки. На ней перечислены симптомы отравления; они начинают проявляться сразу после того, как маркер замечен.
Существует несколько видов ядов, каждый дает свои симптомы. Задача лекаря - определить, какой яд использован, и дать соответствующее противоядие. Противоядие должно быть дано в течение получаса для людей и хоббитов, часа для эльфов и гномов, иначе отравленный умирает. После отравления возможны осложнения.
Еще одна причина отравления - укус обитающих в Сумеречье пауков, а также укус змеи.
Яды
1)Мышьяк.
Симптомы: Рвота, понос, боль в животе, слабость, вялость, угнетение сознания.
Возможные осложнения: частичные параличи; анемия.
2)Беладонна.
Симптомы: сухость и жжение во рту, трудно глотать, хриплый голос, учащенное сердцебиение, мушки перед глазами. При тяжелом отравлении - возбуждение, бред, одышка, иногда судороги.
Осложнения: сердечная слабость.
3)Укусы пауков или змей.
Симптомы: сонливость, оцепенение, постепенное развитие параличей, начиная от кистей и стоп к центру тела. Потеря сознания.
Осложнения: мигрень.
О болезнях
Болеют только люди и хоббиты.
Персонаж заболевает, если получает от игротеха карточку болезни. Карточки на нашей игре самые простые - на них написаны симптомы недомогания и время, в течение которого вы должны начать лечение. Никаких закрытых частей на карточке не будет.
Если вы не нашли лекаря и не начали лечение - обратитесь к региональщику, он расскажет, что с вами произошло. Некоторые болезни проходят сами, другие дают осложнения, а от некоторых болезней можно умереть. Об этом вы узнаете по игре.
Начать лечение болезни может только лекарь или целитель. Различные методы самолечения не дают никакого эффекта или, в лучшем случае, временное облегчение.
Персонаж может на начало игры страдать каким-либо заболеванием (согласовывается с мастерами).
Об Осени
Некоторые травы и лекарства на игре могут внезапно перестают помогать или перестать помогать в полном объеме. Могут возникнуть какие-то новые недуги, не известные даже опытным и умудренным лекарям. Мир меняется и меняются его свойства. Придется искать новые средства лечения и экспериментировать, помните об этом!