Первая книга в серии. Париж, 1887 год. Юная журналистка Натали Боден пишет ежедневные репортажи из морга для газеты Le Petit Journal. Главный редактор месье Патинод принял ее на работу с условием соблюдать конспирацию. Натали переодевается в мужскую одежду и изображает мальчика-посыльного, когда приходит сдавать материалы, чтобы никто из сотрудников не узнал, что она женщина. Патинод не был прогрессивным и нанял Натали только ради дружбы с ее отцом. Семья Боден оказалась в сложной ситуации после несчастного случая, в котором пострадала мать Натали и теперь временно не может работать. В один из визитов в морг героиня видит тело девушки - первой жертвы маньяка. Нечаянно она прикасается к стеклу и перед ней разворачивается вся сцена убийства в обратном порядке.
Мне показалась интересной завязка, но от книги ничего не ожидала. Хотелось почитать очередную вариацию на тему Джека-потрошителя. Произведение Здрок относится больше к фэнтезийному жанру, чем к детективному. Расследования фактически нет. Героиня вначале пытается разобраться в деле через свои видения. Например, подмечать ключевые детали и отличительные особенности, но это быстро растворяется в магической линии. Ход с потерей части воспоминаний после каждого видения понравился. Но слишком много размышлений и терзаний «Почему я?». Неожиданный поворот, связанный с магическими способностями героини, в целом неплох, но напрочь уводит от детектива.
Динамичная книга, держит в напряжении, а сюжетные повороты либо не угадываются, либо угадываются за несколько страниц до того, как Здрок их раскрывает. Идея небанальная, но воплощение предпочла бы немного в другом стиле. Больше акцента на детективной части и больше сыщицких действий героини. Маньяк опять парень со стороны, о котором читатели ничего не знают, а его поимка максимально плоха и проста по детективным меркам. Хотя мотивы убийств и связанные с ними вещи хорошо продуманы.
У писательницы была возможность сделать преступником одного из трех потенциальных подозреваемых, но она не воспользовалась ею. В какой-то момент мне даже казалось, что здесь есть крутой детективный твист, потому что одно из убийств не соответствовало по исполнению другим. Но это тоже не было реализовано. Из положительного: во-первых, у героини есть подруги и у них нормальные отношения без затасканных стереотипов; во-вторых, намечающаяся любовная линия не давит и не является центром повествования.
Понравилась авторская подача, а вот атмосфера полностью отсутствует. И персонажи не ведут себя в соответствии с историческим периодом, и самого периода не чувствуется. Книга на сто процентов современная. Место действия никак не оживает. Здрок напирает на булочки с шоколадом, кафешки и собор Парижской Богоматери, но вместо погружения в картинку это вызывает раздражение. Передозировка собором происходит уже с самого начала. И морг рядом с ним; и кафе, в котором героиня обедает; и подруга ее поет в хоре в этом соборе; и мать ходит туда на мессу. Кажется, что кроме него в Париже вообще ничего нет.
История обрывается внезапно и резко, будто вырвали последние страницы. Понятно, что есть продолжение, но все равно так заканчивать книгу нельзя. Магическая тема настолько вылезла к финалу на первый план, что стала надоедать. Есть повторы и провисания. Есть нелепости. Например, полицейская охрана в течение многих дней персонально для Натали. Или стремление героини доверить свои тайны матери и поговорить о них, хотя мать не умеет ничего обсуждать и не воспринимает ее как равную.
Несмотря на недостатки, книга понравилась. Скорее всего, продолжение буду читать.