О существовании книги я узнала несколько лет назад, но перевода не было, поэтому пришлось смотреть фильм. Он показался мне сумбурным, обрывочным, без плавных переходов от одного к другому и логики, без четкой концовки и особого смысла. Тогда я подумала, что экранизация бездарная и испортила замысел Уинтерсон. Тема ведь интересная, наверняка писательница ее раскрыла лучше, да и произведение довольно популярное и известное. Но оказалось, что создатели фильма прыгнули выше головы, слепив связный сюжет из такого безнадежного материала. Естественно, это получилось скучно, потому что нет событий, нет четко прописанных характеров героев. Только мать героини хоть как-то обрисована, остальные невидимки. Сама Дженет вроде в центре внимания и история об ее взрослении и жизни, но ощущение, что она просто на сеансе психотерапевта и говорит все, что приходит на ум. А потом кто-то это запихнул без редактуры в книгу, даже не попытавшись соединить и придать смысл.
Повествование от лица главной героини Дженет. Она хватается за все подряд, рассказывая о жизни своей религиозной семьи евангелистов в маленьком городке. Какие принципы у матери, какие методы воспитания она применяет, как члены семьи ходят в общину на молитвенные собрания, каких соседей нужно избегать, а с какими общаться и т.д. Даны разрозненные кусочки из разных временных периодов. Формально воспоминания скомпонованы от раннего детства до подросткового возраста, но на самом деле не чувствуется хронология, а Дженет слишком мало останавливается на каких-либо эпизодах. Обо всем упоминается через призму религии. О школе, например, она сообщает немного. О недовольстве учителей и своем стремлении победить в конкурсах, о постоянных поражениях из-за религиозной тематики в работах, отчего учителя и одноклассники ее не любили. Но буквально пару страниц. Нет информации ни о школьных буднях, ни о людях, с которыми она проводила там время, ни об ее учебе.
О чем бы и о ком бы ни шла речь это имеет отношение к религии. Дженет не предпринимает попыток разобраться с тем, чему ее учат родители и община. Она принимает их образ жизни как единственно верный и возможный. Сначала она многого не понимает, боится неизвестного, но потом привыкает. Уинтерсон наполняет книгу отсылками к религиозным текстам, которые абсолютно все прошли мимо меня. И никакие сноски не помогут, поскольку надо быть в теме не поверхностно, чтобы разобраться «что хотел сказать автор». Кроме этого в книге есть посторонние вставки-сказки. Когда встретила их в первый раз, то подумала, что это цитируется школьное сочинение Дженет. Прочитала и ничего не поняла. Связи с дальнейшими главами не увидела. Потом появилась еще одна вставка. Стало ясно, что это какая-то авторская фишка. К тому времени основное повествование наскучило, осилить же дополнительную нагрузку не представлялось возможным, поэтому я просто пропускала эти куски. Все равно они ни на что не влияют. Но зачем они там - еще одна неразгаданная загадка.
Мотивацией доскрипеть до концовки было сравнение книги и фильма. После просмотра экранизации возникли вопросы, на которые я хотела найти ответы. И надежда на сюрприз и неожиданный поворот не оставляла. Все-таки книга входит в списки лучших. Должно же в ней что-то быть. Как ни странно, но даже ключевая линия не раскрыта. Отношения между девушками. Дженет с Мелани за пару абзацев знакомятся, период дружбы и вовсе пропускается. Мелани безликая подруга, как и последующие подруги героини. Переворота сознания не происходит. Как Дженет считала, что мамочка ей близкий человек, а религия важная часть жизни, так и считает дальше. Несмотря на все неадекватные действия матери и общины. Дженет пытается доказать им, что с ней все нормально, но не пытается пересмотреть свое отношение к тем, кто клеит ярлыки. Сама же концовка нелепость сплошная.
Наверное, далеким от религии людям не стоит читать эту книгу. И тем, кто не любит повествование в стиле «поток сознания». Мне совершенно не понравилось. Скучно, неинтересно, нелогично.