Перечитала аннотацию и понимаю, что ничего от меня не скрывалось. Можно было сделать нужные выводы уже на начальной стадии, но хотелось чего-нибудь триллерного на психиатрическую тему, поэтому проигнорировала все предупреждения.
Саманта Джеймс лечит пациентов в психиатрической больнице «Туфлос». Она одна из ведущих специалисток, а клиника считается престижной. Название «Туфлос» образовано от греческого и означает «слепой разумом» (это поясняется в сноске). Так что в больнице находятся «слепые», а фокус писательницы на одном из них - Ричарде, поэтому роман в оригинале называется «The Blind». Не было нужды переделывать его в «Обман». К тому же авторское название удачнее и не спойлерное. Но, к счастью, осознать суть обмана удастся ближе к концу книги.
Все-таки это новое название смогло запутать меня. Я ожидала масштабного обмана - в клинику затесался убийца и сейчас начнет свою деятельность, свалив все на Саманту. Или один из врачей убийца и будет охотиться на пациентов, а Саманта попадет под подозрение. Или убийцей станет новый пациент Ричард, но такой вариант казался неинтересным, потому что про него уже нагнали тумана. В действительности обман заключался в такой ерунде, что не стоило даже писать об этом. И чтобы он стал возможен, Брэди пришлось пожертвовать правдоподобностью и логикой.
Очень трудно без спойлеров изложить недостатки и проблемы романа, но другого выхода нет. Интрига настолько хилая, а повествование зануднейшее, потому малейшие спойлеры убьют вообще все. Мое мнение - на книгу не стоит тратить время, она отвратная, но каждый решает за себя. Так что постараюсь изложить впечатления, не затрагивая авторские «бомбы».
Роман сосредоточен на профессиональной и личной жизни Саманты. Кусками описываются дни героини в «Туфлосе» и вне ее. На работе она проводит терапевтические и индивидуальные сеансы, участвует в совещаниях. После работы она в основном сидит в баре и пьет. Я хотела и ждала, что рабочее время и профессиональные штучки врачей будут описаны в подробностях. Для этого и бралась за книгу. Как они общаются с пациентами, как проводят терапию, как больные проходят тесты, почему тесты составляются определенных образом, в чем отличие «нормальных» ответов от «ненормальных», как врачи определяют «ненормальность» и прочие подобные вещи.
Вместо этого мне опять подсунули «Девушку в поезде». Героиня пьет ведрами разный алкоголь, смачно блюет (и об этом говорят больше, чем о профессиональной деятельности), отношенькается с мужиками (этот или этот, а может все сразу?), убивается из-за того, что не может достичь «нормальности» существования - брак, дети, квартира, дом-работа-дом. Львиная доля книги посвящена вот этой возне - мужики, бары, алкоголь, «я блюю в кабинете или в туалете». Надоевший прием показа «неладов» в жизни героини. 95 процентов выходящих сейчас триллеров содержат в себе либо «Девушку в поезде», либо «Исчезнувшую». Читатели уже наелись и хотят чего-то другого, смените пластинку, авторы.
Даже при таких условиях книгу можно было спасти. Чуть меньше алкогольной и мужикогольной зависимостей и намного больше тонкостей работы психотерапевтов - и не нужна интрига, на чистом интересе к психотерапии сюжет выехал бы. Но тут слишком много фиксации на пристрастиях героини и почти ничего нет на психиатрическую тему. И нулевая интрига. Все, что написано о сеансах и тестах, о болезнях и симптомах либо уже известно, либо является какими-то попсовыми популярными домыслами.
И, конечно, писательница не стала в героях воплощать реальные симптомы и реальное поведение людей, так как они не попали бы под ожидания большинства. Искусственность бросается в глаза, потому что пациенты похожи на тех, что всегда мелькают в книгах и фильмах. Это разочаровывает, ведь Брэди хорошо знает тему - она работала психотерапевткой. Кое-какие крупицы правды проскакивают - например, поведение при депрессии, но в основном все преувеличенное и клишированное.
И это только то, что не касается спойлерных моментов. А с ними так совсем все плохо. Масса несуразностей, натяжек и непредвиденных совпадений. Роман провальный со всех точек зрения. И не принадлежит к жанру триллера.