Надежды на темный триллер и неожиданные повороты не оправдались. Концепция привлекла: учительница жаждет мести ученикам за убийство своей маленькой дочери. Начало тоже вполне захватывало внимание. Первая глава ведется от лица той самой учительницы. Она собрала учеников на классный час перед каникулами и рассказывает им о своих подозрениях в адрес определенных людей, не называя имен. Я думала это что-то в стиле герметичного триллера (никто не выйдет из комнаты, пока…) с повествованием от главной героини и ошеломляющей концовкой по типу «учительница на самом деле убийца». Но нет, все было гораздо скучнее.
Во-первых, интрига раскрывается сразу, а дальше только тонкости и подробности, о которых можно догадаться и которые кардинально ничего не решают. Во-вторых, форма изложения мне не понравилась. Здесь несколько POV, все они связаны с ключевыми событиями и главы от каждой из них рассказывают одну и ту же историю, но под слегка измененным ракурсом и с добавлением нескольких неизвестных деталей. Нужно либо очень хорошо прописать персонажа, чтобы было интересно читать о его мыслях, либо продумать сюжетные повороты, чтобы в каждой главе от нового лица действительно открывался недостающий кусочек картины. Для меня не было ни того, ни другого.
По отдельности элементы этой книги могли бы восприниматься правдиво и реалистично, но собранные вместе именно так, как сделала Минато, они выглядят искусственно и надуманно. Ну столько психопатов на квадратный метр просто не встречается в природе. К тому же стереотипы подбешивали. Они здесь для иллюстрации учительской речи в первой главе и вообще весь сюжет создан только для этого. Показать, какие подростки все чудовища, какие они невоспитанные, не уважают старших (под уважением тут тоже понимается что-то типично-японское), дай им волю и возможность, то они бы всех поубивали. Мол, посадить их за это нельзя, потому что закон не позволяет, а учителя должны их защищать (это тоже японские правила?). Если бы книга писалась в России, уверена, сюда добавились бы компьютерные игры.
Ни один персонаж не был интересен. Поначалу учительница, но как только я поняла, что двойного дна в ней не будет и сюжет не пойдет по пути триллера, то быстро разочаровалась. По-моему, Минато упустила главное: а как героиня узнала обо всем? Она делает окончательные выводы с уверенностью, но каким образом она дошла до них не рассказывается. Чтобы мстить кому-то, надо точно знать, что именно этот человек виновен. Предположения не равняются уверенности. Хотя ход с учительской местью тоже очень прозрачный. Я именно такого и ожидала в концовке.
На ложной уверенности, кстати, Агата Кристи сделала массу крутых твистов. Люди о чем-то знают, вернее, им кажется, что они знают, но никто ничего не проверяет. А потом выходят сюрпризы. У Минато, конечно, сюрпризов нет. Все должно быть так, как должно. Никаких форс-мажоров. Условно говоря, почтальон приходит каждый день, и мы не будем проверять, был ли он сегодня.
Мотивация персонажей и их действия меня не убедили. Просто не сработало. Дело даже не в том, что я не верю в темных личностей, очень даже верю, и мне нравится читать о них книги. Но в этой писательница подогнала героев под свои намерения и это заметно. Ей не хотелось раскрыть внутренний мир психопата, ей хотелось подтвердить свою уверенность в неправильности японских законов о несовершеннолетних и ужасности подростков. Когда тебе капают на мозг нравоучениями, то это раздражает, даже если в целом ты согласна.
Это вторая прочитанная книга у Минато. Первая была «Виновен». Они в чем-то похожи. Полагаю, что «Искупление» мало чем от них отличается. Она остается в планах, но сильно отодвигается в очереди.