Путешествия во времени плюс Джейн Остен в качестве главной героини - не могла пройти мимо, хотя жанр заявлен как «Romance», а я не ЦА. И все-таки была мысль, что книга только формально под него подпадает, а на самом деле там скрывается много других слоев помимо любовной линии.
Завязка очень понравилась. Сама идея, что Джейн Остен перемещается в 21 век и обнаруживает, что ее романы стали классикой, экранизируются, изучаются в школе, что существуют музеи, посвященные ее личности, и различные фестивали, посвященные ее творчеству. Мне всегда казалось несправедливым, что Джейн Остен при жизни не стала знаменитой, а ее книги тогда не оценили по достоинству.
Часть до перемещения во времени очень интересная. Джейн похожа на себя, хотя я мало знаю о ее характере и жизненных обстоятельствах, только самые общие и известные сведения. У меня лежит две биографии, но пока ни одну не прочитала. Сцена с визитом леди Джонстоун написана классно и в остеновском духе. Была надежда, что вся книга окажется в такой стилистике.
Когда Джейн попала в современность, то поначалу тоже все шло хорошо, но зарождающаяся любовная линия уже напрягала сходством с «Гордостью и предубеждением» и мнимой неприязнью героев друг к другу. Понравился ход с экранизацией «Нортенгерского аббатства». Джейн материализуется прямо на съемочной площадке, а одна из актрис - София Уэнтворт - сестра ее будущего любовного интереса. София в повествовании играет существенную роль, она фактически вторая главная героиня.
Кусочки, где описываются впечатления Джейн от 21 века и его возможностей, очень классные, читать их приятно. Но всего этого было мало. Гивни в основном сосредоточилась на отношениях двух пар: Джейн и Фреда и Софии с ее бывшим мужем. Здесь тоже подвох не сразу заметен. Сперва я подумала, что это такой хитрый ход. Я оценила замысел Гивни, который вовсе не был ее замыслом, если судить по концовке. Я читала под каким-то своим углом зрения и видела в книге то, чего в ней не было.
Мне показалось прекрасной мысль раскрыть тему о списании девушек в утиль после определенного возраста. Я полагала, что в этом состояла задумка Гивни. Линии Джейн и Софии в этом плане пересекались. В 19 веке над Джейн общество издевалось за ее ум и безбрачие в «старом» возрасте 20+, а над Софией издевается киноиндустрия за ее «старость» в 30+. Что, мол, ничего не меняется за прошедшие века, к женщинам отношение как к куклам по-прежнему, а не к личностям. К этому еще добавлялись интересные темы, связанные с кинематографом. Зарплата актрис меньше, чем зарплата актеров за те же главные роли. Если актрисы красивые, то их берут в качестве бессловесных подружек главных героев, у них нет своей линии в кино. В принципе вот этот киношный штамп уже достал, все эти фильмы о героях мужского пола, в которых вообще нет нормальных женских ролей. И самое главное - если мужик 30+ спокойно может играть Генри Тилни в «Нортенгерском аббатстве», то девушка того же возраста никак не может рассчитывать на роль Кэтрин Морланд. Знаменитые актеры и под 60 могут спокойно играть роли юных и молодых героев, а актрисы списываются в утиль. Они даже своих ровесниц уже играть не могут, на эти роли берут девушек моложе. Все эти вещи известны всем, кто хоть как-то интересуется «местом женщин в кинематографе».
Рейчел Гивни имеет отношение к киноиндустрии, ей должно быть это хорошо знакомо, она варится во всем этом. Вот потому я и думала, что все стенания Софии о несправедливости распределения ролей, о ее «старости», ведут в вышеописанном направлении, но на самом деле это мой угол прочтения. София, в конце концов, понимает, что роль старухи - лучшее, на что она может рассчитывать, и нефиг с ее страшным потрепанным лицом мечтать сыграть кого-то другого. И она всерьез считает себя страшной и уродливой, но в концовке просто решает с гордостью нести свою «старость и страшность». Жуть какая-то. В общем, вся эта ущербность киношной кухни никак не осуждается.
По жанру, к сожалению, книга сто процентов любовный роман. Здесь нет никаких второстепенных важных вещей. С кино все затевалось исключительно ради отношений Софии с бывшим мужем-режиссером, которого она так хотела вернуть. Он променял ее на девушку помоложе, которую затем, конечно же, заменит следующей девушкой, когда та достигнет возраста «старости и страшности». Здесь на самом деле Гивни (подсознательно?) касается еще одной фемтемы, но которую не развивает в правильном направлении. София вытащила все фильмы своего мужа, когда он чуть все не провалил, она помогала ему во всем, он впоследствии получил всю славу режиссера, а ей достались тычки, что недостаточно хороша внешне и т.д. Ее вклад никак не был оценен. Отношение ее мужа к ней в целом это жесть с самого начала: «Ты слишком красива, чтобы разбираться в кино». Почему она хочет его вернуть? Зачем ей нужен человек, который так к ней относится? И все время ее страданий по нему у меня возникали эти вопросы. Я надеялась, что в концовке Софию озарит и она его наконец-то пошлет, но этого, конечно, не произошло.
Что касается Джейн и Фреда, то здесь Гивни делает копию. Джейн вертится вокруг Фреда, обслуживает его в быту, чтобы он писал свой роман. Образы героев не раскрыты, ненависть их вначале полностью выдуманная и ни на чем не основана, диалоги не понравились, дальнейшая любовь тоже из пальца высосана. Джейн не похожа на настоящую Джейн после встречи с ним, она получилась какая-то безликая и пугливая, а позже зацикленная на Фреде ни с того ни с сего.
Гивни пришлось сделать такую концовку, чтобы она соответствовала реальности, а иначе, не сомневаюсь, книжная Джейн променяла бы свой талант и славу классика английской литературы на замужний статус. Вся книга прям дышит этим.
Здесь есть штампованные сцены, типичные для любовных романов: когда герой попадает в больницу, героиня держит его за руку, и он оживает от ее любви; он падает на колени, чтобы сделать предложение. Утверждается, что «настоящая семья» это семья с детьми. Что в 30+ уже все поздно и пора на кладбище. Ну и т.д.
Короче все это настолько не то, что я ожидала, что меня книга разочаровала. Но здесь были кое-какие вещи, которые понравились, поэтому я ставлю положительную оценку. Но все же, если любовные романы не ваш жанр, то эту книгу не советую.