Еще одно книжное разочарование. В аннотации говорилось, что главная героиня Кэсси работает в морге. Когда к ней на вскрытие попадает тело ее бывшей преподавательницы Джеральдины Эдвардс, Кэсси подозревает убийство и начинает расследование. Ей помогает полицейская Филлида Флайт. Все звучало очень привлекательно. Патологоанатомы и полицейские в книгах обычно мужики, а мне не хватает историй о женщинах этих профессий. Обе героини должны играть важную роль в сюжете, взаимодействовать друг с другом. Поскольку это либо триллер, либо детектив, то ожидала интригу, саспенс, прописанную атмосферу морга и полицейского участка. Предполагала, что убийство учительницы - звено в цепи других серийных убийств, и героини будут искать улики, объединяющие несколько загадочных смертей, хотя оснований для таких мыслей не было. На самом деле книга оказалась не на том уровне, что я себе представляла.
Это не триллер и не полицейский детектив. Саспенса нет вообще. Атмосферы тоже. Расследование формальное и поверхностное, оно не является центром истории. Тернер постоянно отвлекается на описания бытовых деталей из жизни Кэсси и Флайт. Ясно, что в них нет ключей к разгадке, они даются просто для нагрузки и чтобы раскрыть образ. Я предпочитаю, когда образ героя раскрывается через его действия и это не мешает детективному процессу. Как у Агаты Кристи. Она вплетала указания на разгадку даже в привычки Пуаро. Тем самым все было связано между собой. Ты читаешь и точно знаешь, что в любой момент появится важный ключ. А у Тернер ты читаешь эту стандартную бытовуху главгера, описанную в похожей манере и с тем же содержанием, что и в других современных псевдотриллерах, и точно знаешь, что все это никуда не ведет и ни для чего не нужно. Кэсси сходила в магазин, посмотрела на фото и вспомнила детство бла-бла-бла. Главное, что все эти описания максимально затасканные и шаблонные, из-за чего чувствуешь скуку вместо интереса, а героини не кажутся реальными людьми.
Мне не понравилась попытка Тернер замаскировать свою патриархальность. Она посчитала, что если сделает героиню бисексуалкой, вегетарианкой, украсит ее тело татуировками и пирсингом, то книга сразу превратится во что-то феминистичное. На самом деле нет. Кэсси - ходячий стереотип, примерно как аутичные персонажи у нейротипичных авторов. Кэсси могла бы выглядеть и вести себя как «обычная девушка», но тогда же она должна быть гетеро и не работать на «мужской» работе - такие мысли Тернер прослеживаются по ходу повествования. Вот эта ее уверенность в том, что люди делятся на типы и ведут себя строго по шаблону сильно подбешивает. Еще она думает, что для положительного образа героини надо как-то обосновать ее любовь к такой работе. Максимально стереотипно. «Ну жизнь вынудила, душевные травмы, родители умерли, общаться не получается». Т.е. девушке нельзя просто хотеть заниматься чем-то, что не маркируется как «женское».
В книге много таких моментов, в которых видны взгляды писательницы. Например, у одной героини был любовник в 50 лет и это подается как какое-то недоразумение. Бабушка Кэсси - еще один ходячий стереотип. Стоит у плиты, печет пирожки, озабочена, чтобы внучка поела и больше ничего ей от жизни не надо. Есть обязательный элемент «девушка ничто без мужичка и детей», но поданный очень умело, что можно и не заметить. Есть мысль, что «несмотря на татуировки и свою работу, героиня все-таки была хорошим человеком». Все женские персонажи описываются через внешний вид, одежду и красоту. Кэсси себя считает тупой, недостойной того, чтобы пойти учиться и занять место патологоанатомки. Как оказалось, она работает специалисткой технического отдела, т.е. стоит ниже по должности.
Сюжет Тернер тоже строит на шаблонах. Если героиня работает в морге, то пусть оттуда украдут тело, ведь это так оригинально. Если в книге девушка, то нужна любовная линия, но я типа прогрессивная профем, поэтому пусть Кэсси заинтересуется Флайт, но по шаблону «мы друг друга ненавидим, а потом любим». Поскольку я терпеть не могу этих «би» и прочих, рассуждает Тернер, то пусть любовная линия будет не совсем любовной и остается простор для иных решений. Вот это балансирование и вранье раздражало всю книгу. Главное, я не могу понять смысла. Зачем писать то, что тебе не нравится? Пиши стандарт, таких книг полно. К чему это лубочное нечто?
Детективная часть тоже никуда не годится. Две загадки, не связанные между собой. Одна вообще скучная, вторая разрешается вроде неплохо, но путь к этому решению не увлекает. Интригу можно было придумать получше. Сам старт расследования - беспомощный бред. Якобы героиня разговаривает с мертвыми, учительница ей сообщила, что умерла не своей смертью, а ее родственник вел себя в морге не так, как другие, поэтому он точно убийца. И на это клюет полицейская, рискует своим положением на работе и влезает в дело, в котором даже не было никаких улик и никаких указаний на преступление. Я-то думала, что Кэсси подсознательно подметила важную деталь, потом поняла ее значение и поэтому заподозрила злой умысел. Но реально ей Джеральдина после смерти что-то нашептала. Это ни в какие ворота не лезет.
Естественно, почти никаких профессиональных качеств девушки не проявляют. Мне понравился только момент с одним из второстепенных персонажей, когда Кэсси вычислила кое-что, используя свои знания. Вот я ожидала, что вся книга будет в таком духе написана. Но нет.
Очередной проходняк.