На Лайвлибе у книги очень низкий рейтинг и мне она тоже не понравилась. Давно хотела ее прочитать, потому что здесь главные герои обсуждают детективные романы, а потом расследуют убийство, в котором виновным окажется один из них. Так было написано в аннотации. Я думала, что это похоже на «Ищеек» Питера Лавси. Книжный клуб, разговоры о детективах от любителей жанра, закрученное «идеальное» преступление с хитроумной и логичной разгадкой. Но на самом деле все перечисленное присутствует по минимуму, а акцент сделан на других темах. Аннотация не сходится с содержанием.
С самого начала закрадывается подозрение, что ты читаешь не классический детектив. Главный герой Пако Кортес пишет свою книгу в жанре хард-бойлд. Из нее даются отрывки неизвестно зачем, а после идет долгий экскурс в отношения Пако со своей бывшей женой Дорой и его мысли по поводу писательства. Сразу понятно, что фокус будет на бытовых деталях жизни конкретных героев, а не на детективной загадке. Заседания Клуба Идеальных Убийств описываются скупо и мало. На них ничего интересного не происходит. Пако переиначивает правила Ван Дайна, а затем члены КИУ высказывают стереотипы о детективах (женщины их не читают, жертва должна быть молодым парнем, потому что им больше сочувствуют и т.д.). Преступление и подобие расследования начинается со 175 страницы, а в книге их 284. Трапиэльо концентрируется на отношениях двух героев - Пако и По - со своими девушками и периодически упоминает гражданскую войну в Испании. Это все очень нудно описано и в чем фишка понимаешь ближе к концовке.
В Клубе Идеальных Убийств состоят несколько человек, но автор раскрывает только двух из них, остальные остаются именами. Некоторые за все время даже ни разу не участвуют в разговорах. Все раскрытие героев заключается в их отношениях с женщинами и каждодневной рутине. Пако Кортес - Марти Сью. Он вдохновляет других, он крут, без него мир остановится, его детективы самые лучшие и все в таком духе. Героини здесь красивые или некрасивые и существуют в качестве жен, дочерей, любовниц, матерей для героев. Я как-то уже отвыкла от такой подачи.
Трапиэльо не любит детективы и считает их низким жанром, а свою книгу позиционирует как социальную прозу. Эта мысль прослеживается на протяжении всего повествования. Мол, у меня тут детектив ширма, за которой умные читатели разглядят тему гражданской войны, мести и жизни мужиков. Именно поэтому расследование отсутствует, а правда узнается случайно. Поэтому герои ничего на своих заседаниях не обсуждают, а прочитанные ими книги ограничиваются самыми известными образцами жанра от самых известных представителей жанра. Автор просто не в теме, какие еще есть детективные романы и о чем они. Он даже концепцию «идеального» преступления повернул под другим углом. Ты думаешь, что речь идет о какой-нибудь запертой комнате или хитром плане, а на деле смысл в том, что убийцу намеренно не поймают. И, кстати, его личность легко угадывается, потому что вариантов нет.
Зачем писать якобы детективный роман, да еще брать тему книжного клуба, если тебе все это не нравится? Можно же было не прикрываться жанром, тогда бы ЦА подтянулась. Лично я хотела прочитать детектив в чистом виде. Чтобы герои все были раскрыты, чтобы у каждого был мотив и к нему вели улики, чтобы на заседаниях клуба говорилось о чем-то близком каждому любителю детективного жанра, как это сделано у Питера Лавси в «Ищейках». Чтобы можно было сравнить свои впечатления от чтения с впечатлениями героев. Чтобы была крутая детективная загадка с логичным и эффектным решением.
Дело не только в неоправданных ожиданиях. Книга не понравилась, потому что она скучная. В ней много лишнего, а размышления героев просто иногда подбешивают. Читаешь и не понимаешь, к чему все ведется. Сцены кажутся случайным набором, а персонажи не цепляют. Определенно, это одна из худших прочитанных книг года. Никому не рекомендую.