Развал экономики СССР (Тамара Каминская - autoritaire)

Sep 02, 2016 19:20









Оригинал взят у autoritaire в Развал экономики СССР (Тамара Каминская - autoritaire)

image Click to view



Как за 500 дней уничтожить сверхдержаву

В каком-то из видео с Андреем Фурсовым, приведенном мной в ЖЖ, уже был этот фрагмент, но само видео было продолжительностью больше часа, а, как показывает практика, редкая птица долетит до середины Днепра редкий зритель досматривает такие видео до конца.)))

Андрей Ильич говорит о том, что решающую роль в развале советской, читай - социалистической, экономики сыграли два закона, принятых во времена перестройки: Закон "О кооперации в СССР" от 26 мая 1988 года и Закон СССР о государственном предприятии (объединении) от 30.06.1987. Это не совсем верно, так как более важную роль в развале экономики, чем Закон о кооперации, сыграл "Закон о банках и банковской деятельности" от 11 декабря 1990 года. Этим законом была разрешена банковская деятельность коммерческим структурам, в результате чего началась перекачка денег из государственных банков во вновь появившиеся коммерческие и их обналичка, что стало дополнительным инфляционным фактором.



У меня на памяти ситуация с львовским научно-промышленным объединением "Электрон", в НИИ телевизионной техники которого я работала. Объединение "Электрон" было вторым в СССР после минского телевизорного завода "Горизонт" по выпуску телевизоров - выпускало более
1 000 000 телевизионных приёмников разных модификаций в год, аппаратуру для аппаратных телевизионных станций и аппаратуру для космических аппаратов. Аппаратура, аппараты - масло масляное.)))

В августе 1991-го года - ещё при формальном существовании СССР - руководство объединения добилось разрешения на приватизацию всех своих предприятий и НИИ. Это была не ваучерная приватизация, которая на Украине стартовала в июле 1992-го года, а приватизация за реальные деньги: сотрудникам предприятия продавались акции концерна "Электрон". Предварительно была проведена агрессивная рекламная кампания по обработке мозгов сотрудников объединения на предмет прелестей работы в обновлённом формате, с тем, чтобы на общем собрании объединения народ проголосовал за его приватизацию. Безуспешно пыталась донести до сознания своих подчинённых, что, как только произойдёт эта приватизация, большинство из них будут уволены за ненадобностью. Народ желал обещанной сказки и никакие объективные доводы против не действовали.

Собрание дало добро на приватизацию, в результате чего представителям трудового коллектива были проданы акции на сумму 40 000 000 рублей. За акциями в кассах завода выстраивались огромные очереди - в объединении работало несколько десятков тысяч сотрудников, причём зачастую работали целыми семьями.
Снимали все сбережения с книжек на эти акции. Поставило рекорд одно семейство, которое купило акций на 60 000 рублей.

До приватизации концерн "Электрон" был очень успешным - высокие зарплаты у работающих, своя поликлиника, которую можно было посещать в рабочее время, находившаяся на территории головного предприятия, медпункты на других предприятиях объединения, свои детсады, пионерские лагеря в Карпатах и в курортной зоне подо Львовом - в Брюховичах, санаторий в Трускавце, пансионат на черноморском побережье, своё сельхозпредприятие, продукция которого продавалась в буфетах при столовых всех предприятий и НИИ объединения. Кроме зарплаты, по результатам работы, прогрессивка в размере 60-70% в месяц от оклада, тринадцатая и четырнадцатая зарплаты, что в сумме с основным окладом у рядового сотрудника давало в месяц два оклада. Рядовые уборщицы получали более двухсот рублей в месяц. Кроме того одноразовые премии, связанные с окончанием разработки очередного проекта в НИИ и запуском нового изделия в производство на предприятиях.
Людям обещали, что будет ещё лучше, так как кроме всего перечисленного будут выплачиваться дивиденды на акции концерна. Но, как гласит украинская пословица, не так сталося, як гадалося.

Все собранные за акции деньги стали учредительным фондом вновь организованного коммерческого банка "Электрон Банк", который формально принадлежал концерну, а фактически стал междусобойчиком небольшого количества высших руководителей. В дальнейшем всё случилось так, как и было задумано: сначала перестали вовремя выплачивать зарплату, потом стали массово увольнять сотрудников. Затем несколько раз проводилась дополнительная эмиссия акций, которые, ввиду обнищания сотрудников и настоящих, и бывших, расходились по рукам избранных. Параллельно с этим объявлялись торги акциями, которые скупались главными держателями акций забесценок у оставшихся без работы и нуждавшихся в деньгах бывших сотрудников. В 2008-ом году банк был продан международной группе Volksbank International AG. Естественно, представители бывшего трудового коллектива в этой сделке участия не принимали.

К своему счастью, я наблюдала всё это уже со стороны, так как уволилась сразу же за приватизацией, что дало возможность без материальных потерь начать новую жизнь. Моральные же потери никто никогда не учитывает. Увы.

image Click to view



Манипуляторы с цифрами или экономисты реформаторы

Андрей Фурсов, экономика, политика, история, СССР

Previous post Next post
Up