Как-то сразу после 9 Мая ничего не хотелось писать на львовскую тему, чтобы не поддаться эмоциям. Тем более, что написано и сказано об этом было с избытком.
Лично для меня давно не стоит вопрос: а как мы дошли до жизни такой? К сожалению, всё закономерно - пришли туда, куда шли все 20 лет независимости.
Главными действующими лицами, в большинстве своём, в безобразных львовских событиях были очень молодые люди. И это не удивительно - молодёжь всегда становится движущей силой и расходным материалом всех протестных движений и революций. Тому причиной избыток энергии и отсутствие жизненного опыта. Именно поэтому молодых людей всегда используют в своих целях руководители всевозможных тоталитарных организаций, сект и партий.
Сегодня всем кажется, что события 9 Мая носят исключительно львовско-галичанский характер. Это и так и не так. Рождённое в новой Украине и подросшее за послесоветское время поколение без преувеличения можно назвать потерянным. Просто во Львове это проявилось раньше, чем в других местах в силу истории и географии этого региона.
Можно сколько угодно смеяться над советским прошлым, можно ёрничать по поводу постоянной идеологической накачки в школе, в ВУЗах, во время армейской службы, но никто не может сказать, что при этой излишней идеологизации молодёжь учили чему-то дурному. Напротив, учили уважать тех, кто живёт с тобой рядом, с уважением относиться к людям других национальностей. Уважать людей всех профессий, потому что любой труд считался почётным. Уважать тех, кто воевал ради того, чтобы у тебя было право на жизнь и мирное небо.
Тому же учили культурно-просветительные и образовательные теле- и радиопередачи, специально поставленные детские и юношеские фильмы. Учила сама действительность, в которой было гарантированное право на труд, на бесплатные образование и медицину. Действительность, где не было людей, которые достигли высокого общественного положения благодаря тому, что они много и умело украли у государства и у общества.
Конечно, люди все разные и дети тоже. Не всякому школьная наука впрок, не всякий усваивает и правила поведения в обществе. И всё же антиобщественные действия молодёжи в советское время не носили массовый характер, потому что государство выполняло свои функции по охране общественного порядка и милиция пресекала подобные действия на корню.
Немаловажным фактором было и то, что не было такого разрыва в материальных возможностях родителей, как сейчас. Хотя, конечно же, были семьи с очень низким материальным уровнем, особенно после войны. Помню, что родительский комитет в школе собирал деньги на ботинки или на пальто тем ребятам, которые в этом нуждались. Отдавали эти обновки их родителям без лишних глаз, чтобы не ставить людей в неловкое положение. Иное дело современная благотворительность. Дадут на грош, а разрекламируют на десятку. Причём больше всего поражает то, что когда собирают тяжелобольным детям на лечение, то жертвуют маленькие суммы, в основном такие же нуждающиеся люди, которые понимают чужую беду. Те же, для кого и вся необходимая сумма не составляет проблемы, те жертвуют не детям, не на больницы и не на школы, а всё больше на церкви. Видать, есть что замаливать.
А теперь посмотрим, что может усвоить подрастающий молодой человек в смысле того, как дальше жить и с кого брать пример сегодня. Стать учителем или врачом? Ну, и что ж, что профессии благородные, а зарплата? Стать инженером, ну, и где инженерить будешь? Военным? Тогда, разве что интендантом, глядишь, что-нибудь да и ухватишь. Не зря сначала все рванули в юристы и экономисты - вроде была нехватка на этом фронте. Но дыры быстро залатали и все оставшиеся выпускники "юридических ПТУ" оказались не у дел. И ведь это те, чьи родители в состоянии были оплатить им учёбу, а чем заняться тем, у кого нет денег или способностей и желания к учёбе? Работы для них нет, занять их нечем. Спортивные секции стали платными и не всякому это по карману.
Какие примеры преподносят кино и телевидение обсуждать не стоит, только ленивый об этом не писал и не говорил. Книг, к сожалению, современная молодёжь, в подавляющем большинстве, не читает. Причин этому много и они разные, но факт остаётся фактом. Так что разумное, доброе и вечное с этой стороны к молодым не заходит.
Кто же их главные наставники? В первую очередь школа. А чему она учит? Тому, что день сегодняшний есть торжество справедливости в сравнении с днём вчерашним. Собственно и советская школа учила тому же. Разница только в том, что большинство взрослых на своей шкуре успели убедиться, что сегодняшняя "справедливость" и вчерашняя, как говорят в Одессе, две большие разницы. Молодым же сравнивать не с чем. Родительский авторитет, если он вообще имеется, не в счёт. В подростковом возрасте отрицание родительского авторитета есть форма проявления своего "я". Очень важную роль играет молодёжное окружение, присутствует стремление быть "как все", не выбиваться из "стаи". И здесь уже всё зависит от той "стаи", которая окажется рядом.
И вот вся эта красота накладывается ещё и на региональные особенности Галичины с её когда-то латентным, а теперь, вследствие государственной политики, открытым национализмом. Галичина и, в частности Львов, такой регион, где промышленность, оставшаяся в наследство от советстких времён, ударными темпами уничтожалась с первых же дней независимости. Где практически у каждого, если не второго, то третьего подростка, наверняка, кто-то из родителей находится на заработках за границей. И полбеды, если это отец, хотя мальчишкам как раз нужно отцовское воспитание. Гораздо хуже, если это мать, потому что это означает, что отца нет или он беспробудно пьёт. Предоставленные сами себе подростки становятся лёгкой добычей молодёжных националистических организаций, которые расскажут кто "враг" и кто виноват в том, что жизнь поворачивается задом, а не фасадом, пообещают научить драться и бороться с "врагами".
Воздействие на национальные чувства - это самый простой способ управления человеком. Ведь в этом случае для того, чтобы ощущать себя лучше других, не нужно прилагать никаких усилий - не нужно быть умным, сильным, благородным, образованным и полезным обществу, достаточно просто принадлежать к какойто национальной группе.
Встретила как-то свою знакомую, украинку-галичанку, которой приходится работать в Чехии в ресторане, потому что завод, на котором она работала инженером, приказал долго жить. Она жаловалась на то, что с дочкой-старшеклассницей сладу нет - девочка записалась в какую-то молодёжную организацию, члены которой называют себя юными бандеровцами. На моё возмущённое: "А ты куда смотришь?", она говорит: "А что я могу? Она без меня фактически выросла. Ни я, ни бабушка для неё не авторитет. Я здесь один месяц в году, а эти "бандерІвці" все 12".
Спрашивается, почему государство не запретит такие организации? Потому что, принцип "разделяй и властвуй" никто не отменял. Эти националистические сообщества и партии легко можно было бы лишить регистрации, если таковая у них имеется, либо просто поставить вне закона те, которые официально не зарегистрированы, из-за того, что они проповедуют экстримистские идеи и национальную нетерпимость, а их руководителей привлечь к ответственности по суду. Но власть имущим это не выгодно, ибо наличие агрессивных националистов отвлекает внимание общества от того, как властью перераспределяются денежные потоки, приватизируется то, что ещё можно приватизировать и переприватизируется то, что не сумели удержать в зубах незадачливые предшественники.
На фоне мракобесов из партии "Свобода" власть сегодняшних регионалов и даже вчерашних НУНСовцев и БЮТовцев не кажется такой страшной. Ведь далеко не все в курсе того, что именно ПРовцы подкармливали партию "Свобода" перед региональными выборами, чтобы не допустить к властным кормушкам на западе Украины даму в белом и с косой.
То же "разделяй и властвуй", под предлогами соблюдения прав и свобод, всячески поощряется и поддерживается из-за океана, как инструмент воздействия на постсоветском пространстве и подготовки к очередному развалу государств на удельные княжества-области по национальным и территориальным признакам.
Когда оскорбляют не только словами, но и действиями людей, которые хотят отдать дань погибшим в Великой Отечественной войне, именно львовские подростки, этому оправдания нет, но есть объяснение: их деды не воевали в рядах Советской армии с гитлеровцами. Возможно, эти деды во время войны сидели в схронах и стреляли в спины нашим солдатам. Гораздо страшнее другое, а именно то, что при такой государственной политике в области образования, молодёжных организаций и партий с человеконенавистнической идеологией через 10-15 лет, если не раньше, подобные безобразия станут возможными и в Киеве, и на востоке Украины.
Мне приходилось встречаться на интернет-форумах с молодыми людьми из Киева, Запорожья, Харькова и даже из Одессы, которые писали грамотно по-русски, а значит это их родной язык, потому что в украинских школах русский язык не изучают, и которые уже заражены деструктивным антисоветизмом и национализмом, потому что этому их научили школа и ВУЗ. Особенно это имеет отношение к окончившим гуманитарные факультеты. И особая беда с отличниками - они так заучивают всё, что пишут в учебниках, что колом из головы не вышибешь. На полном серьёзе один молодой человек доказывал мне несусветную националистическую чушь на основании того, что он только что сдавал экзамены в университете и в процессе подготовки к ним начитался всего этого в предлагаемой для прочтения литературе. Эти ребята просто пышут злобой на СССР и советскую власть и, хотя их деды воевали во время Великой Отечественной войны в Советской армии, внуки не испытывают уважения к подвигу всего советского народа, а значит и к ратному подвигу своих родных.
На российских интернет-форумах тоже не протолкаться среди молодых, которые поносят и оплёвывают советское прошлое. Можно, конечно, было бы относиться к этому снисходительно по принципу: молодо - зелено. Но один раз, в 1991 году, такие настроения помогли развалить СССР. Если советское прошлое и дальше будет предаваться анафеме, то рано или поздно от этого пострадают и Украина, и Россия, как правопреемница СССР.
А что дальше? Сколько можно разваливаться и до каких пределов сокращаться, до узкого коридора вдоль нефтяных и газовых труб, ведущих в Европу?
Специально для сайта "Однако"
http://www.odnako.org/blogs/show_10700/