Volkswagen вернет в Россию свои минивэны, привезет дизельный Passat, будет продавать электромобили и рассчитывает сделать системы автоматического пилотирования одним из драйверов роста продаж своих самых современных продуктов. Об этом мне в Париже рассказал глава марки Volkswagen в России Пьер Бутен. И, конечно, нельзя было не поговорить о "Тигуане" нового поколения.
Первый вопрос о новом "Тигуане". Сроки не меняются, автомобиль появится в России в первом квартале будущего года?
Пьер Бутен:
Новый "Тигуан" в России имеет стратегическое значение по нескольким причинам. Во-первых, это носитель самых передовых технологий, которые есть у концерна. Во-вторых, это абсолютно новая модель и новые шансы для наших дилеров, благодаря популярности нынешнего поколения "Тигуана" в России. Кроме того, автомобиль будет производиться в России, на заводе в Калуге, это будет способствовать развитию высокотехнологичного производства и, одновременно, даст возможность продавать автомобиль по логичной цене.
Насколько востребованы в России в нынешней экономической ситуации высокие технологии и не будет ли нынешнее поколение "Тигуана" составлять жесткую конкуренцию новинке? Я буквально неделю назад ездил на "Тигуане" и пусть теперь это уже классическая модель, но она по-прежнему очень хороша и конкурентоспособна.
Пьер Бутен: Вы абсолютно правы в том, что текущее поколение "Тигуана" по-прежнему остается современным, по набору функций или своим возможностям на бездорожье автомобиль более чем конкурентоспособен. С другой стороны, в новом "Тигуане" есть технологии, которых нет в нынешнем, есть тачскрин, новый интерьер, автомобиль увеличился в размерах, стал просторнее салон. Поэтому, сравнивая между собой два "Тигуана", мы приходим к выводу, что в России найдутся покупатели для обоих. Это и является объяснением того, что на рынке будут параллельно продаваться как нынешнее, так и новое поколение автомобиля.
В каких пропорциях они будут продаваться, есть ли какие-то прикидки?
Пьер Бутен: Если мы говорим про следующий год, то можно ожидать 75% продаж нового и 25% актуального "Тигуана". Но оба поколения производятся в России, поэтому мы можем проводить гибкую политику и быстро реагировать на запросы рынка, если пропорции будут складываться по-другому.
О дизельных двигателях. У меня снова есть свежий пример. "Туарег", двигатель 249 л.с., я ездил на этом автомобиле из Москвы в Иваново, расход получился меньше 9 л/100 км. По всем параметрам машина очень хорошо подходит для российских дорог. Каковы на ваш взгляд перспективы дизельных двигателей в России, с учетом всех текущих мировых проблем, повышения экологических требований?
Пьер Бутен: В России доля продаж автомобилей с дизельными двигателями не превышает 3%. Это порядка 25 тысяч автомобилей Фольксваген, что, нужно признать, очень небольшое число. Я должен отдельно подчеркнуть, что мы очень плотно работали с Росстандартом по поводу акций, которые мы проводили по дизельным двигателям. Кроме того, в России другая экологическая политика, до последнего времени действовал стандарт Евро-4 и лишь недавно был совершен переход на Евро-5. Мы будем и в дальнейшем предлагать автомобили SUV с дизельными двигателями, поскольку это сегмент, который требует таких двигателей в России.
Означает ли это, что с дизельными двигателями в Россию будут поставляться только автомобили сегмента SUV?
Пьер Бутен: Не только этого сегмента. Например, из ближайших проектов у нас есть планы предложить с дизельным двигателем Volkswagen Passat.
На автосалоне в Париже вы представили
концепт электромобиля, который пойдет в серию и будет продаваться с 2020 года. Каковы, на ваш взгляд, перспективы электромобилей в России?
Пьер Бутен: Если честно, то я не думаю, что в ближайшее время в России можно будет делать серьезные ставки на электромобили.
В чем причина?
Пьер Бутен: Пробег без подзарядки у электромобилей составляет сейчас около 200 км. В ближайшее время этот показатель может быть увеличен до 300 км. Для России с ее расстояниями это немного. Российским автомобилистам нужно преодолевать большие расстояния без необходимости длительной подзарядки автомобиля. Это, безусловно, сдерживающий фактор.
Россия холодная страна, а мы знаем, что холод и электричество не очень хорошо сочетаются. Преимущества электрических технологий труднее реализовать в холодном климате из-за быстрого разряда батарей.
Зарядная инфраструктура в России также не слишком развита, за исключением крупных городов. Это не означает, что в других странах ситуация намного лучше, но там не такие расстояния.
С точки зрения цен на нефть и возможности сырьевых ресурсов, Россия входит в число стран, которые находятся в наиболее выигрышном положении, здесь не наблюдается большого интереса к альтернативным источникам энергии. Но все сказанное выше не означает, что с нашей стороны не будет предложения. Электромобили будут, а вот насколько велик будет объем продаж, будет зависеть от клиентов.
Гибридные двигатели, по части перечисленных причин, тоже не очень популярны в России. Каковы их перспективы?
Пьер Бутен: Интерес к гибридным системам в России, по большому счету, можно назвать маргинальным. Вы наверняка знаете, что мы предлагали "Туарег" с гибридным двигателем в России. Но большого интереса это предложение не вызвало. За исключением, может быть, техноманьяков, которым было интересно попробовать новые технологии. У нас есть необходимые технологии, мы можем быстро поставить такие машины на рынок, дело за покупателем. Но клиент должен видеть конкретные выгоды, которые принесут ему конкретные технологии. Пока российские потребители не видят выгод, которые могли бы принести им гибридные технологии.
Вопрос о минивэнах. Можно сказать, что в России на них поставлен крест?
Пьер Бутен: В последнее время введение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" оказала негативное воздействие на модельный ряд. Объемы продаж, при которых имеет смысл поставлять модель на российский рынок, возросли. Тем не менее у нас и у наших коллег из подразделения "Коммерческие автомобили" есть такие планы, есть планы возвращения минивэнов на российский рынок.
Последний вопрос - о системах автономного вождения. Не беря в расчет законодательство, насколько, на ваш взгляд, готова для введения таких систем российская дорожная инфраструктура?
Пьер Бутен: В России принято считать, что дорожная инфраструктура развита слабо, но это не так. Россия неплохо готова к реализации проектов автономного вождения. Кстати, внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС" один из шагов на этом пути. Поэтому я считаю, что у автопилотов в России большое будущее. Более того, такие системы могут привести за собой другие технологии, в том числе уже обсуждавшиеся электромобили. Ведь именно они будут в первую очередь оснащаться системами автоматического вождения.