Вехи истории: борьба за титул WRC на Ралли Уэльса

Nov 10, 2011 16:28



Ралли Великобритании - не просто легендарный, а во многом знаковый этап WRC. Именно в Уэльсе самым драматическим образом решалась судьба иных титулов.

Лесные дорожки Уэльса знают немало побед и поражений в гонке, которые приводили или к завоеванию чемпионства, или к потере так ожидаемого титула. Нередко обладатель титула WRC определялся в последней гонке и зачастую развязка в борьбе наступала самым драматичным образом. Накануне очередной решающей битвы за титул WRC в Уэльсе, предлагаем вашему вниманию топ-5 самых ярких Ралли Великобритании, на которых решалась судьба чемпионского звания.

54th Network Q Rally of Great Britain (1998): Томми Мякинен - Карлос Сайнс



1998-й год стал для британского этапа WRC значимым по ряду причин. Во-первых, гонка впервые получила название "Ралли Великобритании". Во-вторых, этап стал 100-й гонкой в карьере легендарного финна Ари Ватанена и именно в Уэльсе он пересел на Subaru Impreza WRC`98 команды 555 Subaru World Rally Team, хотя до этого все этапы провёл за рулём Ford Escort WRC коллектива Ford Motor Co - после своей юбилейной гонки Ари покинул автоспорт и сосредоточился на политической деятельности. В-третьих, в 1998-м году свою первую победу на домашнем этапе завоевал Ричард Бёрнс за рулём Mitsubishi Carisma GT Evo 5 команды Team Mitsubishi Ralliart. Триумф в Великобритании стал первым из трёх побед Ричарда в Уэльсе, но главным "героем" той гонки стал его напарник по команде Томми Мякинен.



Network Q Rally of Great Britain завершало чемпионат-1998 и перед заключительной гонкой шансы на титул оставались у двух пилотов: финна Томми Мякинена на Mitsubishi Lancer Evo 5 (Team Mitsubishi Ralliart) и испанца Карлоса Сайнса на Toyota Corolla WRC (Castrol Toyota Team). Соперников разделяли всего два очка и борьба ожидалась ожесточённая, но Мяккинен сошёл с дистанции в первый же гоночный день. Сайнсу достаточно было финишировать четвёртым, чтобы завоевать свой третий титул в WRC - Карлос уверенно шёл к необходимому результату, но до победы в чемпионате ему не хватило всего каких-то 500 метров. За полкилометра до финиша заключительного допа Ралли Великобритании, а вместе с ним и до конца сезона-1998, на "Тойоте" Сайнса отказал мотор. Обоюдный сход двух претендентов на титул и корона у Мякинена - самое обидное в этой ситуации не то, что Сайнс сошёл, а то, как и когда это случилось…

57th Network Q Rally of Great Britain (2001): Ричард Бёрнс - Колин МакРэй - Томми Мякинен - Карлос Сайнс


В 2001-м году гонка в Великобритании вновь завершала сезон и вновь становилась ареной битвы за титул. Сохраняя шансы на чемпионство, к Ралли Великобритании подошли пилоты Ford Motor Co шотландец Колин МакРэй (Ford Focus WRC 01) и испанец Карлос Сайнс (Ford Focus WRC 01), а их соперниками были финский гонщик Marlboro Mitsubishi Ralliart Томми Мякинен (Mitsubishi Lancer Evo WRC VI) и британец Ричард Бёрнс, защищающий на Subaru Impreza WRC 2001 цвета Subaru World Rally Team.



Все претенденты на чемпионство проводили сезон-2001 крайне неровно, но по числу побед в квартете лидировали МакРэй и Мякинен и они казались самыми вероятными претендентами на победу если не в гонке, то в году. Однако шотландец, финн и испанец оказались в числе сошедших уже в субботу, так что сильнейшим в этом противостоянии стал пилот "Субару", который финишировал третьим, позади дуэта Peugeot Total Маркуса Гронхольма и Харри Рованперы на Peugeot 206 WRC. "Бронза" в домашней гонке принесла Ричарду титул чемпиона WRC-2001. В честь этого события была выпущена спецверсия Subaru Impreza RB5, которая продавалась только в Великобритании. Увы, победа Бёрнса в 2001-м году пока так и остаётся первым и единственным титулом для англичан в чемпионате мира по ралли (Колин МакРэй, выигравший в 1995-м году, формально считается шотландским чемпионом).





59th Wales Rally of Great Britain (2003): Петтер Сольберг - Себастьян Лёб


Сезон-2003 вновь выдался крайне напряжённым в плане борьбы за титул и в очередной раз судьбу чемпионской короны предстояло решать на заключительной гонке года, которую по традиции принимала Великобритания. Перед этапом в Уэльсе француз Себастьян Лёб на Citroen Xsara WRC команды Citroen Total опережал пилота 555 Subaru World Rally Team норвежца Петтера Сольберга (Subaru Impreza WRC 2003) всего на одно очко. В Великобритании речь не шла даже о победе - кому-то из соперников достаточно было всего лишь финишировать впереди своего оппонента. Формально шансы на чемпионство сохраняли Карлос Сайнс (Citroen Total) и Ричард Бёрнс (Marlboro Peugeot Total), но испанец на своём Citroen Xsara WRC сошёл, а британец из-за болезни был заменён на бельгийца Фредди Лойкса, который привёл Peugeot 206 WRC на шестое место.



По итогам сезона (перед Ралли Великобритании) у Сольберга и Лёба было по три выигранных гонки, так что шансы были примерно равны, но норвежец уже выигрывал британский этап - на счету Петтера значилось выигранное Ралли Великобритании-2002. Возможно, гонщику "Субару" помог опыт, возможно, пилот "Ситроена" излишне перенервничал, но в честной борьбе на трассе сильнее оказался представитель 555 Subaru World Rally Team - на финише гонке Сольберг менее чем на минуту опередил Лёба. Норвежец отпраздновал свою вторую победу в Уэльсе (всего их у Сольберга четыре и все одержаны подряд - с 2002 по 2005 год - и только на "Субару"), а вместе с ней и свой первый, и пока последний титул в WRC. Лёб закончил Ралли Великобритании-2003 на втором месте и стал вице-чемпионом, уступив сопернику всё то же одно очко…

63rd Wales Rally of Great Britain (2007): Себастьян Лёб - Маркус Гронхольм


В очередной раз Ралли Великобритании - заключительному этапу сезона WRC-2007- предстояло решать, кто же станет обладателем титула. Спор между собой вели французский пилот Citroën Total World Rally Team Себастьян Лёб (Citroen C4 WRC) и финский гонщик BP Ford World Rally Team Маркус Гронхольм (Ford Focus RS WRC 07). После 15 этапов чемпионата Лёб опережал Гронхольма на шесть очков, и для победы в сезоне французу нужно было финишировать в Уэльсе не ниже четвёртого места, пусть даже финн бы и выиграл юбилейную, 75-ю, гонку в Великобритании.



Весь год между гонщиками "Ситроена" и "Форда" шла плотнейшая борьба - Лёб и Гронхольм обменивались победами и "радовали" зрителей сходами, но всё же француз взял верх по итогам сезона. Продемонстрировав зрелый подход к гонке, Себастьян благоразумно позволил паре экипажей BP Ford World Rally Team захватить лидерство в Ралли Великобритании-2007. Микко Хирвонен выиграл гонку, Маркус Гронхольм стал вторым, уступив напарнику чуть больше 15 секунд, а следом, в полутора минутах от лидера, финишировал Себастьян Лёб - француз без лишнего риска добрался до подиума в гонке и своего четвёртого подряд титула чемпиона WRC. Ну а Гронхольм в конце 2007-го года объявил о своём уходе из ралли, хотя в 2009 и 2010 годах совершал разовые выезды на этапы чемпионата мира за рулём Subaru Impreza WRC 2008 (Prodrive) и Ford Focus RS WRC 08 (Stobart VK M-Sport Ford Rally Team).

65th Rally of Great Britain (2009): Себастьян Лёб - Микко Хирвонен


Через пару лет после чемпионских баталий Лёба и Гронхольма на Ралли Великобритании ситуация повторилась и частично даже в том же составе. Вновь по ходу заключительной гонки сезона, но уже в 2009-м году, титул оспаривали представители "Ситроена" и "Форда": цвета Citroën Total World Rally Team на своём Citroen C4 WRC отстаивал француз Себастьян Лёб, а за честь BP Ford Abu Dhabi World Rally Team боролся финн Микко Хирвонен (Ford Focus RS WRC 09).

Когда-то, в далёком ныне 2003-м году совсем молодой, подающий надежды асфальтовый ас Себастьян Лёб проводил свой первый полный сезон в WRC и боролся за чемпионскую корону с опытнейшим Петтером Сольбергом. Тогда норвежец, как и сам Лёб в нынешнем сезоне, перед заключительной гонкой уступал своему дерзкому сопернику одно очко и тот урок "Мистера Голливуда" Себастьян не забыл. Потому что шесть лет спустя, на Ралли Великобритании-2009, в свою очередь как под копирку преподал его Микко Хирвонену.



В гонке развернулась самая настоящая дуэль - первый день соперников по борьбе за титул разделяли несколько секунд, хотя от шедшего третьим Петтера Сольберга Лёб и Хирвонен отъехали более чем на 40, но уже в субботу Себастьян отрываться - Микко хоть и выигрывал допы, но отставание от француза только росло. Финн атаковал во всю силу, а гонщик "Ситроена" ехал в своём темпе, не только навёрстывая отыгранное пилотом "Форда", но и наращивая своё преимущество. Хирвонен сначала грешил на технические неполадки с машиной, но Focus RS WRC 09 работал как часы и вынуждал своего пилота атаковать ещё больше. Как результат - оторвавшийся после неудачного приземления на одном из трамплинов предпоследнего спецучастка замок капота. В итоге - потеря минуты драгоценного времени и ни единого шанса прервать чемпионскую серию Лёба. Себастьян выиграл своё 54-е ралли в WRC и завоевал шестой кряду титул в мировом ралли.



Ситуация 2009 года повторяется и в чемпионате-2011 - те же претенденты на звание чемпиона, разве что разрыв по очкам между ними побольше, техника другая, да уровень выступления по ходу года серьёзно разнится. У Хирвонена есть хороший шанс взять реванш у Лёба, а у Себастьяна отличная возможность в очередной раз доказать Микко, что он по праву является лучшим раллийным гонщиком всех времён и народов.



Ралли Великобритании имеет в своей истории и радостные моменты, вроде завоёванных на этом этапе титулов, и трагические страницы (вспомнить только гибель Майкла Парка, штурмана пилота Marlboro Peugeot Total Маркко Мартина, который погиб в аварии их Peugeot 307 WRC на 61st Wales Rally of Great Britain в сезоне-2005). Именно на Туманном Альбионе состоялась последняя европейская гонка легендарной раллийной Group B - 35th Lombard RAC Rally. Этап в Уэльсе является одним из самых знаменитых и захватывающих ралли современного WRC и не в последнюю очередь благодаря тому, что именно узкие и опасные лесные дорожки в Великобритании зачастую называют имя чемпиона. За это любят гонку зрители и наверняка не очень обожают претенденты на титул, ведь трасса в Уэльсе не даёт права на ошибку и, пожалуй, как никакой другой этап чемпионата мира по ралли показывает истинное мастерство пилотов.

Текст: Вершинин Максим, специально для Чемпионат.com©
Фото: Wales Rally GB©, Mitsubishi Motors©, Citroen Total World Rally Team©, Best Of Rally Live© и Из открытых источников



mitsubishi, wales rally gb, mikko hirvonen, carlos sainz, citroen, ford, rally of great britain, sebastien loeb, tommi makinen, richard burns, subaru, marcus gronholm, wrc, colin mcrae, petter solberg

Previous post Next post
Up