Ралли Великобритании - не просто легендарный, а во многом знаковый этап WRC. Именно в Уэльсе самым драматическим образом решалась судьба иных титулов.
Лесные дорожки Уэльса знают немало побед и поражений в гонке, которые приводили или к завоеванию чемпионства, или к потере так ожидаемого титула. Нередко обладатель титула WRC определялся в последней гонке и зачастую развязка в борьбе наступала самым драматичным образом. Накануне очередной решающей битвы за титул WRC в Уэльсе, предлагаем вашему вниманию топ-5 самых ярких Ралли Великобритании, на которых решалась судьба чемпионского звания.
54th Network Q Rally of Great Britain (1998): Томми Мякинен - Карлос Сайнс
1998-й год стал для британского этапа WRC значимым по ряду причин. Во-первых, гонка впервые получила название "Ралли Великобритании". Во-вторых, этап стал 100-й гонкой в карьере легендарного финна Ари Ватанена и именно в Уэльсе он пересел на Subaru Impreza WRC`98 команды 555 Subaru World Rally Team, хотя до этого все этапы провёл за рулём Ford Escort WRC коллектива Ford Motor Co - после своей юбилейной гонки Ари покинул автоспорт и сосредоточился на политической деятельности. В-третьих, в 1998-м году свою первую победу на домашнем этапе завоевал Ричард Бёрнс за рулём Mitsubishi Carisma GT Evo 5 команды Team Mitsubishi Ralliart. Триумф в Великобритании стал первым из трёх побед Ричарда в Уэльсе, но главным "героем" той гонки стал его напарник по команде Томми Мякинен.
Network Q Rally of Great Britain завершало чемпионат-1998 и перед заключительной гонкой шансы на титул оставались у двух пилотов: финна Томми Мякинена на Mitsubishi Lancer Evo 5 (Team Mitsubishi Ralliart) и испанца Карлоса Сайнса на Toyota Corolla WRC (Castrol Toyota Team). Соперников разделяли всего два очка и борьба ожидалась ожесточённая, но Мяккинен сошёл с дистанции в первый же гоночный день. Сайнсу достаточно было финишировать четвёртым, чтобы завоевать свой третий титул в WRC - Карлос уверенно шёл к необходимому результату, но до победы в чемпионате ему не хватило всего каких-то 500 метров. За полкилометра до финиша заключительного допа Ралли Великобритании, а вместе с ним и до конца сезона-1998, на "Тойоте" Сайнса отказал мотор. Обоюдный сход двух претендентов на титул и корона у Мякинена - самое обидное в этой ситуации не то, что Сайнс сошёл, а то, как и когда это случилось…
57th Network Q Rally of Great Britain (2001): Ричард Бёрнс - Колин МакРэй - Томми Мякинен - Карлос Сайнс
В 2001-м году гонка в Великобритании вновь завершала сезон и вновь становилась ареной битвы за титул. Сохраняя шансы на чемпионство, к Ралли Великобритании подошли пилоты Ford Motor Co шотландец Колин МакРэй (Ford Focus WRC 01) и испанец Карлос Сайнс (Ford Focus WRC 01), а их соперниками были финский гонщик Marlboro Mitsubishi Ralliart Томми Мякинен (Mitsubishi Lancer Evo WRC VI) и британец Ричард Бёрнс, защищающий на Subaru Impreza WRC 2001 цвета Subaru World Rally Team.
Все претенденты на чемпионство проводили сезон-2001 крайне неровно, но по числу побед в квартете лидировали МакРэй и Мякинен и они казались самыми вероятными претендентами на победу если не в гонке, то в году. Однако шотландец, финн и испанец оказались в числе сошедших уже в субботу, так что сильнейшим в этом противостоянии стал пилот "Субару", который финишировал третьим, позади дуэта Peugeot Total Маркуса Гронхольма и Харри Рованперы на Peugeot 206 WRC. "Бронза" в домашней гонке принесла Ричарду титул чемпиона WRC-2001. В честь этого события была выпущена спецверсия Subaru Impreza RB5, которая продавалась только в Великобритании. Увы, победа Бёрнса в 2001-м году пока так и остаётся первым и единственным титулом для англичан в чемпионате мира по ралли (Колин МакРэй, выигравший в 1995-м году, формально считается шотландским чемпионом).
59th Wales Rally of Great Britain (2003): Петтер Сольберг - Себастьян Лёб
Сезон-2003 вновь выдался крайне напряжённым в плане борьбы за титул и в очередной раз судьбу чемпионской короны предстояло решать на заключительной гонке года, которую по традиции принимала Великобритания. Перед этапом в Уэльсе француз Себастьян Лёб на Citroen Xsara WRC команды Citroen Total опережал пилота 555 Subaru World Rally Team норвежца Петтера Сольберга (Subaru Impreza WRC 2003) всего на одно очко. В Великобритании речь не шла даже о победе - кому-то из соперников достаточно было всего лишь финишировать впереди своего оппонента. Формально шансы на чемпионство сохраняли Карлос Сайнс (Citroen Total) и Ричард Бёрнс (Marlboro Peugeot Total), но испанец на своём Citroen Xsara WRC сошёл, а британец из-за болезни был заменён на бельгийца Фредди Лойкса, который привёл Peugeot 206 WRC на шестое место.
По итогам сезона (перед Ралли Великобритании) у Сольберга и Лёба было по три выигранных гонки, так что шансы были примерно равны, но норвежец уже выигрывал британский этап - на счету Петтера значилось выигранное Ралли Великобритании-2002. Возможно, гонщику "Субару" помог опыт, возможно, пилот "Ситроена" излишне перенервничал, но в честной борьбе на трассе сильнее оказался представитель 555 Subaru World Rally Team - на финише гонке Сольберг менее чем на минуту опередил Лёба. Норвежец отпраздновал свою вторую победу в Уэльсе (всего их у Сольберга четыре и все одержаны подряд - с 2002 по 2005 год - и только на "Субару"), а вместе с ней и свой первый, и пока последний титул в WRC. Лёб закончил Ралли Великобритании-2003 на втором месте и стал вице-чемпионом, уступив сопернику всё то же одно очко…
63rd Wales Rally of Great Britain (2007): Себастьян Лёб - Маркус Гронхольм
В очередной раз Ралли Великобритании - заключительному этапу сезона WRC-2007- предстояло решать, кто же станет обладателем титула. Спор между собой вели французский пилот Citroën Total World Rally Team Себастьян Лёб (Citroen C4 WRC) и финский гонщик BP Ford World Rally Team Маркус Гронхольм (Ford Focus RS WRC 07). После 15 этапов чемпионата Лёб опережал Гронхольма на шесть очков, и для победы в сезоне французу нужно было финишировать в Уэльсе не ниже четвёртого места, пусть даже финн бы и выиграл юбилейную, 75-ю, гонку в Великобритании.
Весь год между гонщиками "Ситроена" и "Форда" шла плотнейшая борьба - Лёб и Гронхольм обменивались победами и "радовали" зрителей сходами, но всё же француз взял верх по итогам сезона. Продемонстрировав зрелый подход к гонке, Себастьян благоразумно позволил паре экипажей BP Ford World Rally Team захватить лидерство в Ралли Великобритании-2007. Микко Хирвонен выиграл гонку, Маркус Гронхольм стал вторым, уступив напарнику чуть больше 15 секунд, а следом, в полутора минутах от лидера, финишировал Себастьян Лёб - француз без лишнего риска добрался до подиума в гонке и своего четвёртого подряд титула чемпиона WRC. Ну а Гронхольм в конце 2007-го года объявил о своём уходе из ралли, хотя в 2009 и 2010 годах совершал разовые выезды на этапы чемпионата мира за рулём Subaru Impreza WRC 2008 (Prodrive) и Ford Focus RS WRC 08 (Stobart VK M-Sport Ford Rally Team).
65th Rally of Great Britain (2009): Себастьян Лёб - Микко Хирвонен
Через пару лет после чемпионских баталий Лёба и Гронхольма на Ралли Великобритании ситуация повторилась и частично даже в том же составе. Вновь по ходу заключительной гонки сезона, но уже в 2009-м году, титул оспаривали представители "Ситроена" и "Форда": цвета Citroën Total World Rally Team на своём Citroen C4 WRC отстаивал француз Себастьян Лёб, а за честь BP Ford Abu Dhabi World Rally Team боролся финн Микко Хирвонен (Ford Focus RS WRC 09).
Когда-то, в далёком ныне 2003-м году совсем молодой, подающий надежды асфальтовый ас Себастьян Лёб проводил свой первый полный сезон в WRC и боролся за чемпионскую корону с опытнейшим Петтером Сольбергом. Тогда норвежец, как и сам Лёб в нынешнем сезоне, перед заключительной гонкой уступал своему дерзкому сопернику одно очко и тот урок "Мистера Голливуда" Себастьян не забыл. Потому что шесть лет спустя, на Ралли Великобритании-2009, в свою очередь как под копирку преподал его Микко Хирвонену.
В гонке развернулась самая настоящая дуэль - первый день соперников по борьбе за титул разделяли несколько секунд, хотя от шедшего третьим Петтера Сольберга Лёб и Хирвонен отъехали более чем на 40, но уже в субботу Себастьян отрываться - Микко хоть и выигрывал допы, но отставание от француза только росло. Финн атаковал во всю силу, а гонщик "Ситроена" ехал в своём темпе, не только навёрстывая отыгранное пилотом "Форда", но и наращивая своё преимущество. Хирвонен сначала грешил на технические неполадки с машиной, но Focus RS WRC 09 работал как часы и вынуждал своего пилота атаковать ещё больше. Как результат - оторвавшийся после неудачного приземления на одном из трамплинов предпоследнего спецучастка замок капота. В итоге - потеря минуты драгоценного времени и ни единого шанса прервать чемпионскую серию Лёба. Себастьян выиграл своё 54-е ралли в WRC и завоевал шестой кряду титул в мировом ралли.
Ситуация 2009 года повторяется и в чемпионате-2011 - те же претенденты на звание чемпиона, разве что разрыв по очкам между ними побольше, техника другая, да уровень выступления по ходу года серьёзно разнится. У Хирвонена есть хороший шанс взять реванш у Лёба, а у Себастьяна отличная возможность в очередной раз доказать Микко, что он по праву является лучшим раллийным гонщиком всех времён и народов.
Ралли Великобритании имеет в своей истории и радостные моменты, вроде завоёванных на этом этапе титулов, и трагические страницы (вспомнить только гибель Майкла Парка, штурмана пилота Marlboro Peugeot Total Маркко Мартина, который погиб в аварии их Peugeot 307 WRC на 61st Wales Rally of Great Britain в сезоне-2005). Именно на Туманном Альбионе состоялась последняя европейская гонка легендарной раллийной Group B - 35th Lombard RAC Rally. Этап в Уэльсе является одним из самых знаменитых и захватывающих ралли современного WRC и не в последнюю очередь благодаря тому, что именно узкие и опасные лесные дорожки в Великобритании зачастую называют имя чемпиона. За это любят гонку зрители и наверняка не очень обожают претенденты на титул, ведь трасса в Уэльсе не даёт права на ошибку и, пожалуй, как никакой другой этап чемпионата мира по ралли показывает истинное мастерство пилотов.
Текст: Вершинин Максим, специально для
Чемпионат.com©
Фото:
Wales Rally GB©,
Mitsubishi Motors©,
Citroen Total World Rally Team©,
Best Of Rally Live© и
Из открытых источников