Оригинал в моем блоге Одним из широко проанонсированных событий Дня города была выставка ретроавтомобилей, ее изюминкой был объявлен представительский ЗиМ (начнем мы, конечно же, не с него).
По факту на выставке оказалось всего четыре автомобиля.
Первый номер экспозиции - внедорожник ГАЗ-69. Эта двухдверная его версия - базовая, затем появился командирский и сельскохозяйственный ГАЗ-69А с пятиместным кузовом. Выставочная машина стилизована под армейскую, подвешен даже шанцевый инструмент, однако окраска под металлик цвета морской волны явно «не из той эпохи». Зато красиво.
ГАЗ-21 «Волга» третьей серии, 1964 года выпуска, также в невероятной для Советского Союза окраске.
Эта версия «Волги» производилась с января 1962-го по июль 1970-го. Мощность двигателя была повышена до 75 л.с., значительно изменилось внешнее оформление - появились новая решетка радиатора с 37-ю вертикальными стойками, получившая в народе прозвище «китовый ус», и новый бампер без клыков, нижняя часть которого окрашивалась под цвет кузова, с капота исчезла легендарная фигурка оленя - по легенде, из-за большого количества пострадавших от нее при ДТП пешеходов.
ГАЗ М-20 «Победа» 3-й серии, 1958-го года выпуска.
На сопроводительной табличке подробно рассказана история этого автомобиля. Основную часть жизни машина провела в селе Диброва Полесского района Киевской области (родина наркома Лазаря Кагановича), вошедшего в зону обязательного отселения Чернобыльской АЭС, большую часть времени простояв в ведомственном гараже, и чуть не сгнила, вовремя попав в руки реставраторов. Сейчас авто в процессе восстановления, все металлические нехромированные части установлены временно - для выставки.
Главный участник выставки - ЗИМ первого секретаря Запорожского обкома партии 50-х годов, специально прибывший к нам из автомузея «Фаэтон».
Имя предсовнаркома (затем наркома иностранных дел) Вячеслава Молотова Горьковский автозавод носил с 1935 по 1957 годы. В названиях его легковых автомобилей это отражалось добавочной буквой М, первой из таковых была знаменитая «эмка» ГАЗ-М1 - «Молотовский первый».
В основе нового представительского автомобиля лежали несущий кузов, вдохновленный моделью «Бьюика» 1948 года, форсированный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 - копия «Доджа» D5, выпускавшаяся на ГАЗе еще с 1940 года, и серийные узлы «Победы». Получившееся в итоге изделие стало служебным авто для руководителей среднего звена, продавалось и в частные руки - за 40 000 дореформенных рублей, на нем разъезжала советская элита - видные ученые и деятели культуры. Часть ЗИМов попала в такси, особенно много - после 1956 года, когда Хрущев, начавший борьбу с привилегиями, отобрал их у части чиновников.
После падения Молотова, как «члена антипартийной группы», в ход пошло заводское название ЗИМа - ГАЗ-12, некоторые особо ретивые партийцы даже стали менять шильдики «ЗИМ» на «ГАЗ», но в народе он так и остался ЗИМом.
Внутри машины изначально было три ряда сидений, средние дополнительные не отличались большим комфортом. В представительских авто их традиционно использовали для сотрудников охраны.
Свернули производство ЗИМа в 1959-м, санитарные фургоны выпускали еще год. В масштабах советского автопрома их было собрано не так много - 21 с половиной тысяча. Сменил ЗИМ новый автомобиль того же класса - ГАЗ-13 «Чайка».