11-13 мая на автодроме Монцы второй год подряд прошел уик-энд европейского чемпионата по гонкам на выносливость - European Le Mans Series. До последнего я был уверен, что пропущу его - не было доступных билетов на самолет. Но буквально за пару недель до гонок EasyJet устроил распродажу - значит поездке на гонки быть. В этом году помимо основной серии ELMS во время уик-энда прошли гонки еще двух серий - это Porsche Carrera Cup GB, британский национальный кубок Порше, и серия Michelin Le Mans Cup, которая традиционно дополняет гонки ELMS. О них я и расскажу в первой части обзора.
Британский кубок Порше, как нетрудно догадаться, проходит на автодромах Британии, но в календаре имеется один выездной этап. В этом году честь выпала итальянской Монце. Увы, обе гонки проходили рано утром в субботу и воскресенье, и я не успел приехать на трассу, чтобы их посмотреть. Знакомых имен среди пилотов также практически не было, в основном там участвуют молодые гонщики и любители. Автомобили у всех одинаковые - это прошлогодняя модификация 991.2 GT3 Cup. Автомобиль основан на дорожной модели GT3, отличия заключаются в усиленных тормозах и подвеске, отсутствии какой-либо отделки в салоне, каркасе безопасности и массивном антикрыле. Двигатель практически не отличается от серийного, но имеет прямой выпуск и гоночную настройку и выдает 460 лошадиных сил.
1.
2.
3.
4. Пожалуй, единственная знакомая мне фамилия - Дино Дзампарелли выступал в прошлом году в гонках Суперкубка Порше (чемпионат мира)
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. В гонках были аварии, причем серьезные. Насколько я понял, никто не пострадал, но машины побили знатно. Жаль, что не успел посмотреть это живьем.
В гонках Кубка Ле Ман техника куда разнообразнее. В них участвует 2 класса автомобилей - это прототипы LMP3 и суперкары GT3. Прототипы LMP3 оснащены атмосферным мотором Nissan V8, который использовался в классе LMP2 до 2017 года. Этот мотор выдает 420-430 лошадиных сил. Сами прототипы делают 6 фирм - французские Ligier и Norma, британская Ginetta, немецкий Adess, японская Dome и американо-канадская Riley. Последние 3 пока еще представлены только в своих национальных чемпионатах. В кубке Ле Ман преобладают машины Ligier JSP3, но после успехов прототипа Norma M30, их число в пелотоне увеличилось с одного до шести - этот прототип лучше ведет себя на скоростных трассах типа Монцы, Поль Рикара или кольца Сарте в Ле Мане.
1. Также в этом году присутствовал один прототип Ginetta P3-15. Эта машина была первым представителем класса, дебютировала в 2015 году. Но после появления машин от Ligier, практически все команды отказались от британских машин - французский прототип был в разы надежнее и намного быстрее. Джинетты остались только в национальных чемпионатах. Эта команда - японцы TKS - например, пришла в кубок из азиатской серии Ле Ман.
В классе GT3 машины уже хорошо знакомы и мне, и тем, кто следит за моими отчетами с гонок. Этот класс не особо популярен в кубке в силу своей дороговизны - более медленные спорткары стоят в 2, а то и в 3 раза больше, чем прототипы. И, если в прошлом году пости все участники выступали на машинах разных марок, то в этот раз класс ГТ3 представляет собой "кубок Феррари" - 5 из 6 участинков выбрали модель 488 GT3. И этот выбор легко понять. По правилам, победители кубка получают право участвовать в гонке 24 часа Ле Мана и в чемпионате мира или Европы в следующем году. Но для этого им понадобится машина соответствующего класса - или прототип LMP2, или спорткар GTE. Несмотря на внешнее сходство, GT3 и GTE - это кардинально разные машины. Все, кроме одной - Феррари построили свою машину так, что с помощью специального комплекта запчастей 488ю можно перестроить из GT3 в GTE и обратно. Да, эта машина - самая дорогая в классе, стоит почти 800 тысяч евро. Но так получается дешевле, чем покупать 2 разных автомобиля.
2. Тройка лидеров в закрытом парке после квалификации - Porsche 991 GT3 R команды Ebimotors на поуле, Ferrari команды Kessel Racing (8) и AF Corse (51) на 2 и 3 месте.
3. Ligier JSP3
4.
5. Norma M30 команды DKR Engineering - чемпионы прошлого года
6. Ferrari 488 GT3 AF Corse. В экипаже выступает итальянец Маурицио Медиани, в прошлом член команды СМП Рейсинг
7. На этой 488 выступает Марко Чиочи, в прошлом году выступавший в GT3 за команду Касперский Моторспорт
8. United Autosport - команда Зака Брауна, который сейчас возглавляет McLaren в Формуле 1.
9. Graff Racing в этом году взяли Норму М30 вместо Лижье
10.
11. Джинетта японской команды
12. Новые участники кубка - DB Motorsport на Norma M30
13.
14.
15.
16.
17.
18. Команда CD Sport из Испании
19. Машины готовят к старту гонки
20.
21. Под капотом Нормы М30 - атмосферный V8 Nissan Nismo VK50 объемом 5 литров и мощностью 420 сил. Мотор низкооборотный, крутится всего до 6000 об/мин, поэтому звук у него похож на американские мускул-кары - громкий, низкий, рокочущий.
22. Второй прототип команды Graff - "прошлогодний" Лижье
23.
24. Интерьер прототипа
25. Во все машины встроены пневматические домкраты - чтобы поднять машину, достаточно подключить баллон со сжатым воздухом.
26.
27. Единственный не-феррари в ГТ3 - Porsche 991 GT3 R команды Ebimotors. В прошлом году команда выступала на Ламборгини и выиграла кубок, и в этом году участвует также в основной серии ELMS. Но в GTE Ламборгини не представлены, и единственный автомобиль от концерна VAG - это Порше. Поэтому команда пересела на штуттгартский спорткар, и также сменила марку и в кубке.
28. Швейцарская команда Kessel Racing, известная по чемпионатам Blancpain GT3, в этом году выступает и в кубке Ле Ман. Они явно нацелены на переход в старший чемпионат - после двух этапов экипаж №8 лидирует в кубке.
29.
30.
31.
32. Гонки кубка проходят в субботу, и представляют собой заезды по 2 часа с обязательной сменой пилотов. На поуле - Норма М30 британской команды Lanan Racing
33.
34.
35. В отличие от ELMS, классы тут не разделены на стартовой решетке - ЛМП3 и ГТ3 отправляются в гонку вперемешку, согласно позициям, показанным в квалификации. На быстром круге ГТ3 уступают прототипам всего пару секунд.
36.
37.
38. Небольшое столкновение в первом повороте
39.
40. Но все обошлось - машины не получили повреждений и продолжили гонку
41.
43.
44. Норма команды DKR быстро прорвалась на 2 место и вступила в борьбу с командой Lanan за лидерство - но только до середины гонки. После пит-стопа экипаж №25 сошел из-за технических неполадок. После чего DKR без особых препятствий довели гонку до победы.
45. Ebimotors пропустили вперед 2 Феррари
46. Феррари №8 смогла опередить даже некоторые прототипы, уверенно лидируя всю гонку в классе ГТ3
47.
48. №8 одержал победу в своем классе, упрочив лидерство в чемпионате
49. А Ebimotors заняли 3 место.
На этом всё. В прошлом году, конечно, серии поддержки были поинтереснее - и Формула V8 3.5, и международная серия TCR смотрелись куда лучше кубка Порше. Но в этом году этих чемпионатов больше нет. Формула закрылась из-за малого количества участников, а TCR был преобразован в чемпионат мира в классе кузовных гонок вместо закрывшегося WTCC. Но главная серия ELMS в этом году стала еще лучше - в ней стало больше участников, и пришли российские команды. О них в следующих частях.