Пару лет назад во время очередной рабочей поездки в Нижний Новгород, меня занесло в музей при заводе ГАЗ. Попал я туда в будний день и за час до закрытия, поэтому в музее я был единственным посетителем. Благодаря этому, мне удалось обстоятельно и без спешки отфотографировать все экспонаты.
Основная экспозиция находится в подвале, и условия освещения, мягко говоря, не идеальные. К тому же машины стоят достаточно плотно друг к другу. И все же, думаю, поклонникам отечественных ретро-автомобилей мой небольшой репортаж был бы интересен.
ГАЗ-А - первенец Горьковского автозавода, выпускался с 1932 по 1936 год. Представляет собой лицензионную копию американского Ford Model A.
ГАЗ-АА - легендарная «полуторка». Выпускалась с 1932 аж до 1950 года (последние годы машину собрали в Ульяновске). В музее представлена «гражданская» модификация; военная модель носила индекс ММ-В и отличалась упрощенной светотехникой, кабиной без дверей (или с деревянными дверями) и тонкими угловатыми крыльями. «Полуторка» была выпущена в количестве около миллиона штук и, наряду с ЗИС-5, является обязательным атрибутом любого фильма про войну.
ГАЗ-ААА - намного более редкая модификация с тремя осями.
ГАЗ М-1 - знаменитая «эмка», машина, имевшая всенародную, но печальную славу (именно на М-1 передвигались сотрудники НКВД).
Так же, как и ГАЗ-А и АА, представляет собой копию заокеанского Ford (Model B). В таксопарках «эмка» работала до конца 40-х годов, благодаря чему часто мелькает в послевоенных фильмах на улицах советских городов.
ГАЗ-67Б, армейский полноприводник конструкции Виталия Грачева. В Советской армии носил ласковое прозвище «Иван-Виллис». От своего американского собрата советский аналог выгодно отличался высокой надежностью и улучшенной проходимостью.
В экспозиции музея представлена машина послевоенного выпуска, что выдает штампованная решетка радиатора.
Но война заканчивается, и завод осваивает новую легковую модель - М-20 «Победа». От своих предшественников «Победа» отличалась цельнометаллическим кузовом «понтонного типа» - без выступающих крыльев. «Победа» выпускалась с 1946 по 1958 год. В музее представлена модель поздней серии, с облицовкой радиатора в виде «бруса».
ГАЗ-69 - знаменитый «козлик», папаша «УАЗика» и предмет поклонения современных джиперов.
Шикарный М-12 «ЗИМ» (с 1935 по 1957 год завод носил имя В.М. Молотова) считается первым в мире автомобилем высшего класса с несущим кузовом. Его дизайн, как принято утверждать, представляет собой собирательный образ американских автомобилей начала 50-х годов. В отличие от последующих моделей (ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка»), ЗИМ использовался в таксопарках и даже продавался в частное пользование (дореформенная цена - 40 тысяч рублей).
Помимо представительских автомобилей, завод планировал выпускать и гораздо более демократичные модели - например, в 1958 году была спроектирована мотоколяска для инвалидов под названием ГАЗ-18. Впрочем, в серию эта машина не пошла - вместо нее Серпуховский мотозавод выпустил гораздо более примитивную мотоколяску С-3А.
Говоря об истории Горьковского завода, невозможно не уделить внимания послевоенным грузовикам - настоящим трудягам, с помощью которых разоренная войной страна заново отстраивала города и поднимала сельское хозяйство. Этот ГАЗ-51 является последним экземпляром этой модели, собранным на заводе.
Полноприводная модификация носила название ГАЗ-63.
Такие ГАЗ-53 еще частенько встречаются в сельской местности.
Знаменитая «Шишига» - ГАЗ-66.
С выпуском легковой модели ГАЗ-21 «Волга» в истории завода открывается новая глава. «Волга» стала наиболее массовым советским автомобилем 60-х годов. Достаточно вспомнить любой советский фильм этого периода - дорожное движение, по больше части, состояло из «Волг». На этом фото ранняя версия ГАЗ-21 со «звездой» на решетке радиатора и оленем на капоте.
А это, наоборот, поздняя, третья, модификация ГАЗ-21Р с решеткой радиатора, прозванной “китовый ус”. Вопреки распространенному заблуждению, фигурка оленя на капоте присутствовала только на первой и (частично) второй серии этой модели. На третьей версии олень был снят из соображений травмобезопасности.
ГАЗ-21 на фоне «новой» «Волги» - ГАЗ-24.
“Волга” второго поколения производилась с 1968 по 1992 год (если считать “рестайлинговую” версию 24-10). Эта “Волга”, в отличие от М-21, уже отсутствовала в свободной продаже, и наличие такой машины в СССР говорило о высочайшем социальном статусе ее обладателя. Вместе с тем, в таксопарках 70-х и 80-х годов преобладали именно ГАЗ-24, благодаря чему на «Волге» мог прокатиться любой простой гражданин.
ГАЗ-13 “Чайка” - автомобиль для высших чиновников и партийной номенклатуры высокого ранга (за исключением членов Политбюро, ездивших на ЗИЛах). В личное пользование “Чайку” мог получить разве что особо отличившийся перед страной писатель или космонавт.
Автоматическая коробка передач, кондиционер, гидроусилитель руля и электростеклоподъемники обеспечивали райский для советского гражданина уровень комфорта.
ГАЗ-14 - «Чайка» второго поколения - выпускалась с 1977 по 1989 год.
Фаэтон на базе ГАЗ-14 был изготовлен специально для парадных мероприятий.
Внутри роскошного салона была оборудована система микрофонов для громкой связи и сделан поручень, за который мог держаться принимающий парад.
ГАЗ-3105 должен был стать преемником «Чайки». Представительский седан имел V-образный 8-цилиндровый двигатель и полный привод. На этом фото показан опытный образец с увеличенной площадью остекления дверей.
На этом фото показан производственный образец. Из-за проблем с финансированием проекта с 1992 по 1996 год было выпущено, по различным данным, всего лишь от 50 до 100 экземпляров.
Однако не только гражданской техникой известен ГАЗ. Этот плавающий гусеничный транспортер ГАЗ-3403 сделан на базе армейского снегоболотохода ГТ-СМ. Без таких машин невозможна геологоразведка и доставка грузов в условиях заболоченной тундры и вечной мерзлоты.
Бронетранспортер БТР-80 является основным колесным бронетранспортером российской армии в настоящее время. Разработан КБ ГАЗ, выпускается специализированным Арзамасским машиностроительным заводом.
«Волга» ГАЗ-31029 - основная легковая модель завода в середине 90-х годов. Представляет собой результат глубокой модернизации модели 24-10 (фактически, новый кузов на старом шасси).
ГАЗ-3302 «ГАЗель» - модель, только благодаря которой завод существует и поныне. Выпуск в различных модификациях продолжается с 1994 года по настоящее время. Исключительный коммерческий успех «ГАЗели» помог заводу пережить тяжелые времена, а сегодня, когда выпуск легковых моделей фактически прекращен, «ГАЗель» является, по сути, основной продукцией ГАЗа. Благодаря невысокой цене и стойкости к перегрузкам полуторатонный грузовичок приобрел небывалую популярность у разного калибра коммерсантов и перевозчиков (даже невзирая на проблемы с надежностью), а микроавтобус-маршрутка давно и прочно вошел в число героев народных анекдотов. В музее представлена порядком «ушатанная» испытательная машина, хотя примерно в таком виде «ГАЗель» чаще всего и встречается на дорогах нашей Родины.
На этом фото - уже прошлое завода. ГАЗ-3110 еще кое-где встречается в виде такси, ГАЗ-3111 завод так и не смог запустить в полноценное производство (всего выпущено около 400 шт.)
Я даже не стал фотографировать Volga Siber - мертворожденный проект по выпуску лицензионного Chrysler Sebring - 31 октября 2010 года эта модель была снята с производства став, таким образом, последней легковой моделью в истории Горьковского автозавода. В настоящее время завод выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие грузовики, автобусы и фургоны, а также армейские внедорожники «Тигр».