Кое-что о средствах ПВО - из рассказа главного конструктора НМЗ

Jan 13, 2014 04:38

В заводской многотиражке Нижегородского машиностроительного завода (НМЗ) в конце прошлого года была опубликована статья "Центральное конструкторское бюро: итоги и перспективы", в которой Владимир Павлович Лисинский, главный конструктор НМЗ, рассказал некоторые подробности о производимой и вновь создаваемой технике. Здесь я коснусь только направления ПВО.

Сперва процитирую кусок статьи (оригинальная орфография сохранена):

"Изделия по направлению ПВО - ключевые для предприятия, они составляют самые большие объемы в производстве. В этом году завод произвел большой объем изделий С-300 на экспорт, и до конца года цех № 20 должен завершить изготовление последней пусковой установки.
«По комплексу С-400 (Н1А, Н20А, П14Н, П23Н), - рассказывает Владимир Павлович, - В 2014 году объем работ возрастет до 11 комплектов. В новейшей истории предприятия такое количество изделий мы еще не собирали. Начато освоение и серийное изготовление пусковой установки 51П6А: в 2014 предполагается сдать 24 подобных изделия».
Кроме этого, сотрудники ЦКБ ведут работу по изделиям, разработанным НИИРТ (комплексы «Небо М», «Ниобий»). В этом году должны быть изготовлены два первых серийных образца «Ниобий», комплекс «Небо М» производится серийно, и до конца года заказчику будет сдан 9-й комплект этого изделия (РЛМ М, РЛМ Д, НРЗ). В самых ближайших планах - опытно-конструкторские работы по разработке отдельных узлов изделий «Ниобий СВ» и «НЕБО ММ», а также изготовление опытных образцов и участие в испытаниях этих образцов.
«Что касается комплекса С-400, то основная задача конструкторов - пусковая установка 5П90С, - продолжает свой рассказ Владимир Павлович Лисинский. - Это изделие - инициативная разработка нашего предприятия. Пусковая установка 51П6А в комплексе С-400, разработанная по заказу Министерства обороны в начале 90-х годов, имеет немало конструктивных недостатков. Конструкторы НМЗ эти недостатки видят, поэтому приступили к разработке альтернативного образца. Наша установка будет легче на 5 тонн, максимально унифицирована с пусковой установкой комплекса С-300, а трудоемкость нашего изделия будет значительно меньше».
Кроме этого, изделие, разработанное нашим ЦКБ, выигрывает и по другим параметрам: количество трубопроводов в его гидросистеме в два раза меньше, чем в 51П6А при одинаковых функциональных характеристиках.
Модернизированное изделие базируется на отечественном шасси Брянского автомобильного завода (БАЗ 6909), тогда как 51П6А собирается на шасси МАЗ, которое при перевозке по европейским железным дорогам на платформе вписывается в габариты только со снятыми колесами. И, наконец, дополнительным плюсом нашей пусковой является система электропитания: она разработана на новой элементной базе, и будет в 4 раза легче существующей, всего 250 кг. А самое главное - разработка ЦКБ по стоимости изготовления в два раза дешевле петербургского аналога.
Владимир Павлович оптимистично смотрит в будущее и относительно других работ по направлению ПВО: «Мы начали разрабатывать в 2013 году рабочую конструкторскую документацию на изделия Н1Е, Н20Е для поставки на экспорт. В планах - разработка ЗИПовских полуприцепов П14НЕ, П23НЕ. Данные работы предполагают изготовление опытных образцов по этим изделиям и, что радует, дают хороший задел по загрузке производственных мощностей нашего предприятия в перспективе. На следующий год объемы по ПВО значительно возрастут: практически каждый месяц мы должны будем сдавать по одному антенному посту, это очень внушительная цифра. Ведется планомерная работа на перспективу по загрузке мощностей действующего завода на период после 2015 года, когда уже вступит в строй наш Новый завод, на котором будет сконцентрировано производство новейших наземных средств ПВО»."

Прокомментирую кое-что...

Итак, во-первых обращаю внимание на шифры новых разработок - "Ниобий-СВ" и "Небо-ММ". Впрочем, ничего пока не скажу что знаю. Пусть треплются другие, а я их потом процитирую. :) Или гуглите - и мне расскажете ;)
Намекну из того что протекло - как рассказывается в документах ННИИРТ (кстати, в статье оЧеПятка - НИИРТ), "Небо-ММ" - это ОКР, в рамках которой планируется дальнейшее развитие РЛК "Небо-М"; РЛК "Небо-ММ" предполагается к поставке в войска после 2020 года. Естественно, комплекс планируется мобильный и с более высокими ТТХ. Но куда уж выше - у РЛК "Небо-М" итак дальность 1800 км, высота - 1200 км. Не иначе как к 2020 г. станции а-ля "Воронеж" поставят на колёса??? :)))

Во-вторых, появилась доп. информация касательно изделий 51П6А. Только их будут собирать не на шасси МАЗ. Впрочем, главному конструктору НМЗ эта оговорка простительна, так как многие по-старинке используют прежнюю аббревиатуру применительно к технике МЗКТ. Что касается разработки этого изделия (51П6А) в начале 1990-х годов - тогда скорее всего их планировали разместить на шасси МАЗ-543М, то есть когда ещё МЗКТ выпускал изделия под маркой МАЗ. Но времена меняются, и на смену 543М пришло шасси МЗКТ-7930... Замечу, что со времени начала разработки прошло немало времени, в итоге изготовление опытного образца 51П6А на шасси 7930 подзадержалось почти на 20 лет, а к тому времени уже вовсю шла разработка 5П90С. Поэтому неудивительно, что ТТХ 5П90С лучше нежели 51П6А.

Кстати, в апреле прошлого года был вброс информации о том, что НМЗ планирует купить контрольный пакет акций МЗКТ. Однако нужно учитывать, что недавно (весной-осенью 2013 г.) сменилось почти всё руководство Брянского автозавода (в мае - Технический директор, поздней осенью - Председатель Совета директоров и Генеральный директор), а также руководство ОАО "БЗКТ - Алмаз - Антей" (Генеральный директор), так что смена в Нижнем направления от МЗКТ в сторону БАЗа - некий симптом... поживём - увидим верна ли сия догадка? ;)

В-третьих, обратите внимание на преимущества российских шасси семейства "Вощина-1" в части вписываемости в ж/д габариты. Это для сравнения "Вощина-1" vs 7930.

В-четвёртых, рассказано кое-что об объёмах производства. Радует, что хоть что-то наши войска получат, хотя маловато будет. Но с 2015 года на НМЗ должны вступить в строй новые корпуса, и тогда... :)

Да, чуть не забыл - первоисточник информации: http://www.jscnmz.ru/images/stories/5/Nizhegorodskii_mashinostroitel_47_ot_19.12.2013.pdf - качайте и читайте сами. ;)

С-300, С-400, "Ниобий СВ", ОПК, МЗКТ-7930, Брянский автомобильный завод, г. Нижний Новгород, 55Ж6М, ОАО "Нижегородский машиностроительный за, Концерн ПВО "Алмаз-Антей", ЗРС, ВАТ, ВВТ, ВКО, 5П90С, ННИИРТ, МЗКТ, БАЗ-6909-022, ОКР, БАЗ, "Небо-ММ", БАЗ-6909, "Небо-М", 51П6А, "Вощина-1", ПВО

Previous post Next post
Up