Всегда разглядывая египетские фрески, думал, раз на них изображены особи с головами животных, значит они такие и были. Тогда люди серьезнее относились к настенным надписям. Это сейчас написать слово ХУЙ на острове Пасхи - круто. В те времена за такую вольность могли запросто отрезать этот самый хуй по гланды.
Так вот что выяснилось по результатам проверки. В нашей культуре такие существа тоже были, называли их - псеглавцы.
Иисус Христос среди псеглавцев. Киевская псалтирь. Пергамент. 229 листов. 1397 год.
Сомневаться в реальности этих персонажей нет оснований. Ведь не может быть существо иного мира, вымышленное существо, быть причислено к лику святых? Эти святые - люди канонизированные Церковью, и за исключением ветхозаветных патриархов имевшие четкое местожительство. Святым могут быть приписаны разнобразные деяния, в том числе и мифического толка. Принимать их - это вопрос веры. Но, как правило, это исторические личности, имеющие «житие» и почитаемые за благочестие, праведность, богоугодность, стойкое исповедание веры. Прославившиеся конкретными делами и подвигами.
Во времена правления римского императора Гая Мессия Квинта Траяна Деция, в 248 году, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος) был захвачен в плен во время боя в северной Африке в местности под названием Мармарика, что располагается между дельтой Нила и Киренаикой. Позже он служил в Numerus Marmaritarum , римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum , в подразделении (по типу нынешних «иностранных легионов») мармаритов, где в основном служили берберы. Это был человек огромного роста и силы, и был он …кинокефалом (собакоголовым), как и все его сородичи. Ещё до крещения Репрев уверовал во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. После крещения он получил имя «Христофор» и обратил в христианскую веру множество язычников. Это не нравилось императору Децию, и тот попробовал казнить его изощренным способом, заключив в раскаленный медный ящик. Но метод оказался не слишком удачным, поскольку Христофор остался невредим - и тогда ему отрубили голову мечом. Его тело в Александрию отвёз один из его учеников Петр Атталийский.
Католическое житие Христофора несколько отличается от православного. Есть несколько версий, по одной из которой его именем до крещения было Офферо, и он родился в Ханаане.
С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку похожее слово «канинеи» происходит от латинского canis - собака. Ханаан - это бывшая Финикия, в середине II тысячелетия до Р. Х. завоеванная еврейскими племенами. В древнееврейском языке слово «хананей» стало впоследствии означать «купец».
Иконы Св.Христофора «с песьею главою» были запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.
А что пишут о них исследователи и историки тех лет?
Геродот, древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата - «Истории», неоднократно совершавший путешествия по Африке, описывая Тунис в районе залива Габес и озера Шотт-Джерид, заметил: «Там обитают огромные змеи, львы, слоны, медведи, ядовитые гадюки, рогатые ослы, собакоголовые люди».
Ктесий Книдский, древнегреческий историк, проживавший в Малой Азии и Персии, описывал кинокефалов как один из народов Индии, численность которого определил в 120 000.
Плиний (Гай Плиний Секунд) в «Естественной истории» упоминает индийских кинокефалов такими словами: «В многочисленных горах там, обитает народ, имеющий собачьи головы, они одеваются в шкуры диких зверей. Вместо речи они лают; вооружены когтями и живут охотой на зверей и ловлей птиц».
О собакоголовых людях пишут и авторитетнейшие христианские авторы. Аврелиан Августин в работе «О граде божием» задается вопросом: «А что сказать о кинокефалах, собачья голова которых и лай скорее выдают их за животных чем за людей?». И допускает, что точно так же, как Бог способен породить отдельных уродов среди живущих людей, он способен произвести и целые чудовищные народы.
Иоанн Плано Карпини - францисканский монах, один из сподвижников Франциска Ассизского. Был отправлен с дипломатической миссией в 1245 г. папою Иннокентием IV на Восток к татарскому хану. Оставил в «История монголов» описание путешествия с ценными данными о странах и народах, им виденных. Собакоголовые народы у него упоминаются в контексте рассказа о южных завоеваниях монголов и их фольклере, в котором псеглавцы обозначались словом «нохойтерим», где: «нохой» означает собака, а , «терим» - голова. Аналогичные описания оставил помощник и соавтор Карпини, Бенедикт Поляк.
Исидор Севильский, архиепископ Севильи в вестготской Испании, последний латинский отец Церкви и основатель средневекового энциклопедизма, канонизированный Римской католической церковью как святой, был автором первой христианской энциклопедии "Этимологии". В ней он поместил кинокефалов, обитающих в Индии, в раздел под названием «De portensis» который описывает различные чудовищные народы, населяющие мир.
Сведения о псеглавцах оставили многие путешественники на Восток. В их числе Журден Северак и Одорико Порденоне: «Живут тут идолопоклонники, и они словно дикие звери. Следует упомянуть в нашей книге об одних людях: знайте, по истинной правде, у всех здешних жителей и головы, и зубы, и глаза собачьи; у всех у них головы, как у большой собаки».
Путешественник Марко Поло оставил после себя книгу, ценный источник по географии, этнографии и истории того времени, в котором не забывает сообщить: «И есть много островов, на которых обитают люди с песьими головами». При этом говорят о псеглавцах и арабы и китайцы в своих хрониках, независимых от европейских.
Икона Святого Христофора первой половины XVII века из Ростовского музея. На поясняющем иконографию тексте, в надписи по фону, по сторонам от нимба, сообщается, что святой был «родом от песьих глав».
Хотя в некоторых источниках упоминается
Святой Христофор с лошадиной головой. Фреска, 1561, Успенский собор, о. Свияжск