http://autopik-glass.ru/steklo_avtomobilia/ С появлением самодвижущихся повозок - автомобилей, появилась необходимость защиты водителя и пассажиров от встречного ветра и атмосферных осадков. Опыт установки боковых стекол в каретах накопился немалый, а вот лобового стекла никто не устанавливал. Видимо, поэтому с самого момента появления в 1886 году и до 1899 года автомашины не имели вообще никаких стекол.
Купить стекло на автомобиль любой марки…
1. История и основные этапы развития стекла для автомобилей.
За год до смены веков Марсель Рено первым сделал двухместную полностью остекленную самодвижущуюся карету. Ветровое стекло было плоским. Все стекла у Рено в 1899 году были самыми обыкновенными, оконными. Пример француза заразительным не стал.
Тем не менее развитие технической мысли приводило к увеличению скорости движения, сильный встречный воздушный поток создавал неудобство для водителей. Применение очков оказалось не очень удобным, потому что ограничивало обзор. Только в 1903 году компании по производству автомобилей повсеместно станут устанавливать передние лобовые окна. С самого начала и довольно продолжительное время это будет самое простое строительное стекло. При столкновениях такие стекла разлетались на крупные куски, которые приводили к ранениям, порой даже смертельным. Из-за того, что ответственным за безопасность в те времена по закону являлся водитель, производители машин не стремились что-то менять в выпускаемых конструкциях. Неумолимая статистика, которая говорила, что от 50 до 80% пострадавших в автомобильных авариях получили ранения осколками, заставила, все-таки, владельцев автомобильных компаний задуматься о безопасности водителя и пассажиров. В 1910 году появляется первый автомобиль с цельной рамой для лобового стекла. Это будет Кадиллак. Примерно в это же время на смену оконному стеклу в автомобилестроение приходит закаленное стекло. Самым массовым в мировом автопроме оно будет до половины прошлого века.
2. История развития различных технологий изготовления стекла для автомобилей
То, что закаленное стекло стало непременным атрибутом автомобиля с первых лет XX века, не означает, что не существовало других технологий изготовления специальных, безопасных стёкол автомобилей. В 1903 году изобретатель Бенедиктус натолкнется на идею создания многослойного стекла, и в 1909 году он получит патент на свое изобретение -триплекс. В то время промышленники с большим трудом согласились на установку закаленных стекол из-за их дороговизны, а уж о более дорогом триплексе они и слышать не хотели. Тем не менее в 1923 году Генри Форд дает распоряжение об установке триплекса на свои машины в качестве лобового стекла. Подтолкнуло его к этой мысли известие о том, что его друг, инженер его компании, был ранен разбившимся ветровым автомобильным стеклом. К 1929 году уже на всех автомобилях, выпускаемых компанией Форд, стоял триплекс. В первых триплексных стеклах в качестве прослойки использовалась целлюлоза. Она не давала полной прозрачности и легко повреждалась. В конце 30-х годов на смену целлюлозе приходит полимерная пленка, поливинилбутил и появляется технология PVB, которая является основной при изготовлении современного качественного триплекса. Изменения в технологии изготовления триплекса случились и во второй половине 40-х годов XX века, когда автопроизводители стали повсеместно закупать стёкла для автомобилей из гнутого многослойного триплекса. И не только на лобовые, но и на боковые и задние стёкла. До 50-х годов прошлого века обычное сырье, применяемое для изготовления закаленного и многослойного стекла, было не очень высокого качества. Раскаленная лава, выходящая из плавильной печи, раскатывалась роликами, а затем охлаждалась. При этом поверхность оставалась неровной, волнистой. Из-за этого страдали оптические свойства изделий из такого стекла. В 1952 году был изобретен флоат-процесс. Его изобретатель, Алистер Пилкингтон применил революционную технологию, работающую до сих пор. Раскаленная лента погружается в ванну с жидкостью, растекаясь по слою расплавленного олова, лежащего на дне ванны. Получается идеально ровная поверхность, которая на выходе из ванны отжигается. В результате получается высококачественное стекло. Современная флоат-линия может непрерывно работать в течение 15 лет и изготавливать листовое стекло толщиной от 0,4 мм до 25 мм и шириной 3 метра.
Благодаря флоат-процессу закаленное стекло и триплекс изготавливаемые из флоат-стекла приобрели замечательные качества за которые их ценят сегодня. Бурное развитие автомобильного производства привело к тому, что стекла на автомобилях перестали нести только защитную функцию. Они стали предметом экстерьера машины, над которым активно работают дизайнеры. В то же время увеличившаяся площадь остекления кузова, привела к необходимости решения проблемы уменьшения воздействия ультрафиолетового солнечного излучения на людей. Это проблема решалась несколькими способами:
· окраска стекла при изготовлении
· тонирование триплекса окрашенной пленкой PVB
· покрытие готового стекла специальными тонирующими пленками
· применение стекла с покрытием, отражающим солнечное излучение.
Конструкторская мысль не стоит на месте и разрабатываются стекло для автомобилей с обогревом и с возможностью вынесения показаний приборов на стекло. В особое производство выделяется изготовление стекла для бронеавтомобилей. Бронестекло делается как из закаленного стекла, так и из триплекса. В этом случае по этой технологии производятся все стекла для бронемашины.
В России проблема стекла для автомобилей возникла с появлением более-менее развитого автопрома. Первым специализированным предприятием стал Борский стекольный завод, который был построен в 1936 году рядом с ГАЗом. Основной его продукцией стали автомобильные стекла. Вначале это было массовое производство сталинита, свое название в Советском Союзе он получил по имени тогдашнего руководителя - Сталина. Затем завод приступил к выпуску триплекса, который с 1972 года стал устанавливаться на всех автомобилях выпускавшихся в СССР. И на сегодняшний день завод продолжает работать предоставляя возможность купить стёкла для автомобилей. На текущией момент это современное производство, выкупленное японским концерном AGC.