Среди созданных конструктором автомобилей всегда найдется такой, Который он считает своей визитной Карточкой.
Для Григория Вассермана таким автомобилем, безусловно, был ГАЗ-69.
Григорий Моисеевич Вассерман (1913-1972) родился в Донбассе, в городе Бахмут (ныне Артемовск).
Он рос в тяжелые, смутные времена - Первая мировая война, революция, Гражданская война, еврейские погромы.
И хотя семья не пострадала, Григорий с детства научился быть собранным и ответственным.
С началом НЭПа - новой экономической политики - жить стало легче. Но к концу 20-х годов НЭП был фактически
свернут, частный капитал вытеснялся из всех сфер экономики, и для предпринимателей - кустарей, ремесленников,
торговцев - вновь наступили трудные времена.
Чтобы помочь семье, шестнадцатилетний Григорий вынужден был пойти работать учеником токаря, а через год юноша
уехал в Ростов-на-Дону. Там он устроился рабочим-литейщиком и одновременно поступил на курсы чертежников.
Через некоторое время способного студента приняли конструктором на экспериментальный завод, выпускавший штампы
и пресс-формы для Ростсельмаша - одного из крупнейших советских предприятий по производству сельскохозяйственной
техники.
От службы в армии Вассермана освободили по состоянию здоровья. Это позволило Григорию в 1935 году поступить на
заочное отделение Московского индустриального института.
В 1940 году Вассерман защитил на "отлично" диплом инженера-механика по специальности "Автомобили" и был направлен
конструктором на Горьковский автомобильный завод.
Григорий Вассерман пришел на ГАЗ не зеленым выпускником, а зрелым специалистом - в тот момент ему было уже 27 лет.
Вассермана сразу направили в подразделение, которое возглавлял Андрей Липгарт, в конструкторскую группу
Виталия Грачева, созданную специально для проектирования внедорожников.
Работы над первым в истории автозавода семейством двухосных полноприводни-ков ГАЗ-61 к этому времени уже
подошли к логическому завершению. Участие в проекте позволило Вассерману быстро влиться в коллектив и проникнуться
новаторскими инженерными идеями Грачева.
К работе над созданием легкого командирского джипа ГАЗ-64 в январе 1941 года Григорий Моисеевич приступил
уже в качестве "правой руки" Грачева. Не случайно, когда в 1943 году Виталия Грачева назначили главным
конструктором автозавода в Днепропетровске, возглавить «полноприводную» группу КБ ГАЗа поручили именно Вассерману.
И сразу же Григорию Моисеевичу пришлось дебютировать в роли ведущего конструктора проектов.
Джип ГАЗ-67 и броневик на его базе необходимо было срочно модернизировать - расширять колею, вносить другие
усовершенствования. Вскоре свет увидели ГАЗ-67Б и бронеавтомобиль БА-64-125Б.
ГАЗ-67Б.
В 1944 году Григорий Вассерман возглавил группу конструкторов, проектировавших перспективный автомобиль
М-20 - будущую "Победу". И тогда же, вдохновленный работой над обычной легковушкой для мирной жизни,
Григорий Моисеевич сделал первые наброски полноприводника следующего поколения.
Спустя три года, 21 апреля 1947 года, вышло постановление Совета министров СССР №1118-325 и вслед за ним приказ
Министерства автомобильной и тракторной промышленности №34, предписывавшие Горьковскому автозаводу создать замену
устаревшим довоенным вездеходам.
Вассерман приступил к проектированию ГАЗ-69, ставшего впоследствии настоящей легендой отечественного
автомобилестроения.
Автомобиль получился настолько удачным, что на его фоне меркнут другие, не менее выдающиеся разработки
Вассермана: созданная при драматических обстоятельствах амфибия ГАЗ-46 на базе ГАЗ-69 (1951-1952 годы) и
уникальный комфортабельный безрамный внедорожник на базе "Победы" М-72 (1954-1958 годы).
Нельзя не отметить и оригинальные опытные образцы, которые по тем или иным причинам не пошли в серию:
заднеприводной ГАЗ-19 на базе ГАЗ-69 (1955 год), мини-джип ГАЗ-73 (1954-1955 годы), "Победа"
с 6-цилиндровым двигателем М20Г (1956-1959 годы). За десять лет - десять автомобилей.
Легковой вездеход ГАЗ М-72.
Работа в должности ведущего конструктора того или иного проекта для Вассермана вовсе не означала отказа
от инженерной практики. Григорий Моисеевич лично разрабатывал новаторские для нашего автопрома узлы:
независимую подвеску передних колес "Победы", гидропривод выключения сцепления "двадцать первой" "Волги",
колесные тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазоров ГАЗ-13 "Чайка" и т.д.
При этом Вассерман не просто «сочинял чертежи», Он отслеживал судьбу своих детищ вплоть до конвейера -
участвовал в доработках опытных образцов и испытаниях, контролировал производственников.
Вот как вспоминает об этом другой горьковский конструктор - Борис Дехтяр: "Вассерман отлично разбирался
в особенностях массового производства автомобилей и умел точно выбрать наилучшую технологию изготовления
детали, соответствующую ее конструкции, а не наоборот - как требовали госстандарты.
Например, изготовлять ли деталь литьем, ковать или штамповать из листа, сваривать или собирать...
Он понимал, что при массовом производстве надежный контроль универсальными измерителями невозможен.
А значит, контроль должен быть пооперационным и начинаться с входного. Но добиться внедрения этого в
производство ему не удалось - отказ мотивировали тем, что завод в результате просто-напросто остановится,
образно говоря, что немцу хорошо, то для русского смерть...".
В последние годы жизни Григорий Моисеевич Вассерман работал в городе Запорожье - в должности заместителя
главного конструктора Запорожского автомобильного завода.
.