Автоистория "Запорожцев" первого (965), второго (966) и третьего (968) поколений в кратком изложении масштабных моделей из журнальной серии "Автолегенды СССР".
ЗАЗ-965
965-й «Запорожец» - герой многочисленных легенд и анекдотов, гроза «600-х Мерседесов», обладатель многочисленных прозвищ («Горбатый», «Консервная банка», «Еврейский танк»). Машину проектировали на Московском заводе малолитражных автомобилей при участии специалистов НАМИ, взяв в качестве прототипа итальянский Fiat 600. Опытные образцы, построенные на МЗМА, получили обозначение Москвич-444. После передачи производства в Запорожье, автомобиль назвали ЗАЗ-965 «Запорожец».
Автомобили первых лет выпуска отличались эмблемой в форме звезды, боковыми воздухозаборниками «в клеточку», каплевидными подфарниками, вентиляционными щелями на капоте в виде полукруга и передней панелью с вогнутой серединой.
Характерная примета "Запорожцев" первых лет выпуска - передняя панель с вогнутой средней частью, каплевидные подфарники на крыльях (а-ля Fiat 600) и эмблема в форме пятиконечной звезды на крышке багажника.
Штампованные вентиляционные щели, выполненные в форме полукруга и боковые воздухозаборники "в клеточку" - также признаки машин первых серий.
"Запорожец" на фоне автомобиля Москвич первого поколения, первой послевоенной попытки конструкторов МЗМА создать народный автомобиль.
Даже небольшой Москвич был крупнее "Запорожца".
Двери на ЗАЗ-965 открывались "по-старинке", против движения, однако это было удобно для посадки инвалидов, модификации для которых выпускались на базе "Запорожца".
ЗАЗ-965 "Запорожец" первых лет выпуска, прототип модели, на выставке в ГУМе (2013 год).
• Базовая модель: ЗАЗ-965 «Запорожец»
• Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1960-1969
• Годы выпуска первой серийной модификаци ЗАЗ-965: 1960-1963
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 23 л. с.
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей ЗАЗ-965: 322 106
• Модель 1/43: Автолегенды СССР № 131 ЗАЗ-965 «Запорожец»
ЗАЗ-965АЭ
«Запорожец» ЗАЗ-965 постоянно совершенствовался. В 1962 году автомобиль оснастили двигателем мощностью 27 л. с. (вместо 23), и машина получила обозначение ЗАЗ-965А.
Постепенно менялся и внешний вид машины. Вогнутая выштамповка на передней панели стала выпуклой, отверстие для выхода тёплого воздуха на крышке мотоотсека переехало под задний номерной знак, на передних крыльях появились «поворотники», эмблему со звездой сменил щит с изображением плотины ГЭС.
Экспортная модификация 965АЭ «Ялта» отличалась улучшенной отделкой и шумоизоляцией, молдингами, наличием пепельницы и наружного водительского зеркала заднего вида. Некоторые машины, предназначенные для поставки за рубеж, спереди имели шильдик “Jalta”.
"Народные автомобили" в восточногерманском и советском исполнениях. (Trabant P50 и ЗАЗ-965АЭ)
Габариты "Трабанта" и "Запорожца" очень близки, правда, машины совсем не похожи.
ЗАЗ-965А на выставке «Машины нашего двора» (ВДНХ, 2015 г.)
Рекламное изображение прототипа - с сайта
autowp.ru • Базовая модель: ЗАЗ-965 «Запорожец»
• Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1960-1969
• Модификация: ЗАЗ-965А (1962-1969 годы), экспортный вариант - ЗАЗ-965АЭ
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 27 л. с.
• Максимальная скорость: 90 км/ч
• Количество выпущенных автомобилей ЗАЗ-965: 322 106
• Модель 1/43: Автолегенды СССР № 17 ЗАЗ-965А
ЗАЗ-966
Практически сразу после запуска в производство «народного» ЗАЗ-965, разработанного в Москве на МЗМА, запорожские конструктора начали работу над новой машиной собственной разработки. Преемник «Горбатого» с трёхобъёмным кузовом, получивший обозначение ЗАЗ-966, стал крупнее, сравнительно комфортабельнее, с неплохими динамическими и скоростными характеристиками. Чтобы подчеркнуть «статусность» новой машины, передок машины украсили фальшрадиаторной решёткой (разработчики посчитали, что так новый «Запорожец» будет больше напоминать «настоящий авто»).
ЗАЗ-966В - «временная» версия «Ушастого» (как прозвали новую машину за характерные уши-воздухозаборники по бокам кузова), с прежним 30-сильным двигателем. Однако эта модификация осталась в линейке машин и после освоения нового мотора МеМЗ-968.
Единственный способ отличить модификацию "В", не залезая внутрь машины, посмотреть на заднюю часть автомобиля: отсутствуют фонари заднего хода.
Придя на смену ЗАЗ-965, машина сильно выросла в цене. Если стоимость "Горбатого" составляла 1000 бутылок водки (сначала 1800 рублей, потом вместе с подорожанием "народного напитка" - 2200), то цена "Ушастого" стартовала от 3000.
Некоторое время "новый" "Запорожец" сходил с конвейера "Коммунара" вместе со "старым".
Рекламные фото ЗАЗ-966 с сайта
motor.kz.
ЗАЗ-966В в Музее ретро автомобилей на Рогожском валу в Москве.
• Базовая модель: ЗАЗ-966 «Запорожец»
• Предприятие-изготовитель: Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1967-1972
• Модификация: ЗАЗ-966В (1967-1971 годы)
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 30 л. с.
• Максимальная скорость: 100 км/ч
• Модель 1/43: Автолегенды СССР №36. ЗАЗ-966 «ЗАПОРОЖЕЦ»
ЗАЗ-968
ЗАЗ-968 - представитель третьего (после ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966) поколения автомобилей «Запорожец»: небольших и сравнительно недорогих двухместных седанов с V-образным мотором воздушного охлаждения, расположенным в задней части. От предшественника 968-я модель отличалась изменённой светотехникой, новой приборной панелью, доработанной тормозной системой, а в процессе модернизации - и более гармоничным оформлением кузова (с лаконичным молдингом вместо псевдорешётки радиатора на передней панели). Внешний облик автомобиля перекликается с дизайном западногерманского NSU Prinz, однако, о прямом заимствовании говорить нельзя.
ЗАЗ-968А - усовершенствованная модификация 1973 года, отличающаяся новыми сиденьями, противоугонным устройством и тормозами с раздельным приводом.
ЗАЗ-968 пришёл на смену 966-й модели
В ГДР шутили: "Даже Трабант стал конкурентоспособным, благодаря Запорожцу". Однако, нельзя сказать, что Трабант так уж далеко ушёл от него в техническом плане.
Микролитражный польский Fiat-126P тоже оснащался двигателем воздушного охлаждения, установленным в задней части, но мотор был двухцилиндровым и совсем уж маломощным, а сама машина существенно уступала "Запорожцу" в размерах.
В процессе модернизации "Запорожцев" третьего поколения передняя панель стала более лаконичной и гармоничной.
Прототип модели - фото с сайта
ArtFile.ru • Базовая модель: ЗАЗ-968
• Предприятие-изготовитель: ЗАЗ, Запорожский автомобильный завод «Коммунар»
• Годы выпуска: 1970-1979
• Модификация: ЗАЗ-968А (1973-1979 годы)
• Число мест: 4
• Мощность двигателя: 41 л. с.
• Максимальная скорость: 118 км/ч
• Модель 1/43: Автолегенды СССР №4 ЗАЗ-968А
По материалам
aleksey-delfinn.livejournal.com