Лейя Элика (Leyat).

Dec 12, 2013 23:03




Начало 1920-х годов принесло немало удивительных и изобретательных конструкций, имевших больше общего с
первыми аэропланами, чем с автомобилями, одновременно очень простых и дешевых, рассчитанных на обедневших
в военные времена людей.
Особое место среди них занимали работы француза Марселя Лейя (Marcel Leyat), работавшего в своей мастерской
в небольшом городке Мёрсо близ Дижона, в живописной долине реки Саоны.
Идею своих фантастических машин Лейя почерпнул, видимо, в конструкции древних ветряных мельниц.
Принцип их работы до сих пор широко используется как в авиации, так и в судостроении. Но Лейя решил применить
воздушное колесо на сухопутном колесном экипаже, который называли аэроциклом или аэромобилем.
Он вовсе не был первооткрывателем. Такие аппараты родились еще в конце XIX века, став чуть младше своих
летающих собратьев.
Они приводились в движение реактивной силой, создававшейся потоком воздуха от пропеллера. Являясь прямыми
родственниками самолетов, аэромобили, гонимые упругим потоком воздуха, могли мчаться со скоростью намного
большей, чем прочие моторные экипажи. Они стали одним из реальных воплощений желания взлететь над земной
твердью: казалось, дай им крылья, и они, превратившись в летательные аппараты, взмоют высоко в небо.
Аэромобиль - одна из редких и забытых разновидностей наземного колесного транспорта. Конструктивно он являлся
комбинацией самолета и автомобиля, но, как и все универсальные машины, не мог сравниться ни с тем, ни
с другим: их свойства шли в ущерб друг другу.
Между тем, аэромобиль предоставлял существенные преимущества перед обычными автомобилями.
Прежде всего, он был намного проще и легче, а это означало - дешевле, проще в производстве, надежнее и
эффективнее в эксплуатации.
На таком "воздушном автомобиле" стоял лишь один простенький мотор воздушного охлаждения, на коленчатом
валу которого крепился воздушный винт. Он работал в постоянном экономичном режиме и обеспечивал неведомую
нашим предкам экологическую чистоту. В аэромо-биле не было ни тяжелой и дорогой трансмиссии, ни сложных органов
управления. На нем применяли легкие шасси и колеса с барабанными тормозами, а управление производилось
по автомобильному принципу - поворотом передних или задних колес.
Теоретически максимальная скорость аэромобилей достигала 200-300 км/ч, что соответствовало скорости взлетающего
легкого самолета.






Но сегодня аэромобилей не существует. Объясняется это просто. Их главный недостаток - сильный поток воздуха от пропеллера.
И только одно это выносит гениальной идее смертный приговор. Совершенно понятно, что городу аэромобиль противопоказан,
да и на грунтовых дорогах он поднимет целое облако пыли. И недостаток это, к сожалению, не единственный.
Аэромобили обладали крайне низким ускорением, оказались очень неустойчивы в движении, им трудно было маневрировать
на большой скорости. Плюс к этому - сильный шум от вращавшегося винта, а от этого уж никак не избавиться.
В движении такой аппарат напоминал взлетавший самолет: страшный ветер сбивал с ног, пыль забивала глаза,
сильный шум закладывал уши. Для безопасности окружающих пропеллер заключали в прочный кожух, который препятствовал
засасыванию в винт крупных твердых частиц.
Все эти серьезные недостатки и определили незавидную судьбу аэромобилей.
Марсель Лейя думал совсем иначе. Став летчиком в 1911 году, он попал в аварию и навсегда лишился возможности
подняться в небо.
Через два года он решил создать собственный «сухопутный самолет», названный «Элиоциклом». На нем он мог отдаться
очарованию огромной скорости на песчаных отмелях Саоны вдали от людских глаз и поначалу вовсе не задумывался о его
практическом или коммерческом значении.
Все недостатки аэромобиля не имели для него никакого значения.
В 1920 году Лейя решил начать производство своих машин для продажи таким же сумасшедшим людям, каким все окружавшие
считали его самого. Свой новый аэромобиль он назвал «Элика» (Helica).




Он был похож на фюзеляж легкого самолета, поставленный на легкие велосипедные колеса, или небольшой истребитель
без крыльев и стабилизатора. Впереди по-самолетному стоял четырехлопастной воздушный винт в проволочном кожухе.
На первых моделях «Элика-1» (8СV) его вращал оппозитный 2-цилиндровый авиационный мотор рабочим объемом около 1 л.
На следующих аэромобилях «Элика-2» и «Элика-2Е» стоял двигатель V2, а затем применялись 2- и 3-цилиндровые двигатели
«Андзани-10CV» (Аnzani). На них прежний винт заменили двухлопастным и установили его внутри предохранительного кольца,
к которому крепили две фары.
Как и в самолете, два сиденья располагались тандемом в деревянном несущем кузове, напоминающим глубокое корыто.
В закрытом исполнении его покрывали сверху легким деревянным колпаком с одной дверью и тремя боковыми окошками.
Передние неуправляемые колеса крепились к основанию кузова при помощи четвертьэллиптических рессор.
Неразрезная задняя ось без при помощи двух тросиков, намотанных на шкив рулевой колонки.
Барабанные тормоза стояли только на задних колесах и приводились ножной педалью. Благодаря использованию
специальной хорошо просушенной древесины и легких механических агрегатов, машины весили всего 250-300 кг и могли
развить скорость 100-110 км/ч.
Лейя предлагал использовать свои аэромобили в отдаленных районах для перевозки пассажиров и почты, а однажды
продемонстрировал свою «Элику» на Елисейских полях в Париже.
Кроме 2-местных родстера и закрытой «берлины» он выпускал небольшой грузовичок, у которого на месте пассажира
размещался отсек на 100 кг грузов.
К сожалению, все надежды Лейя рухнули с созданием хороших дорог и новых средств связи, а серьезные недостатки
аэромобилей заставили надолго забыть о них.
Построив в 1925 году железнодорожную аэродрезину, он прекратил изготовление своих удивительных машин.
Лишь через пару лет Лейя представил еще один уникум - трехколесный гоночный аэромобиль, испытанный на треке в
Монлери. На том его подвижническая деятельность бесславно закончилась.
Сегодня две из созданных Лейя сотни машин хранятся в музеях Франции. Эти хрупкие и эфемерные сооружения выглядят
необычными реликтами, невероятной помесью автомобиля с самолетом. При легком прикосновении их деревянные кузова
громко скрипят, а весь экипаж начинает раскачиваться на высоком шасси, то ли пытаясь взлететь, то ли готовясь
тут же развалиться.
Через тусклые слюдяные окошки видны два иссохшихся сиденья, багажничек в заостренной задней части, неказистые
органы управления и огромный руль с привязанными к нему тросиками управления. Да, труден был долгий путь
к современному автомобилю, проделанный нашими предками в легендарные 1920-е годы.




Технические характеристики аэромобиля "Лейя Элика-2Е" (1922 год).
Число мест - 2. Двигатель 2-цилиндровый У-образный воздушного охлаждения, рабочий объем - 1093 см3,
мощность - 25 л.с. при 3000 об/мин.
Привод на колеса отсутствует. Диаметр пропеллера - 1390 мм, частота вращения - 1200 об/мин.
База - 3300 мм. Передняя колея - 1450 мм. Масса - 300 кг. Максимальная скорость - 110 км/ч.
Средний расход топлива - 8 л на 100 км.

.

история Франции, аэромобили, редкие автомобили, конструкторы

Previous post Next post
Up