Были на Крите. Место популярное, в сообществе уже писали о нем. Ну и от меня в копилку Крито-пост.
Машины обычные
Дороги на Крите не широкие. Горы, постоянные подъемы и спуски с крутыми виражами, в городах просто так не припаркуешься - узко и тесно. Неудивительно, что половина, а то и больше, автопарка состоит из машин маленьких или очень маленьких. Как и везде на юге, несчетное количество мотороллеров, байков и другой мототехники. Вся эта разноцветная трескучая мелюзга снует между мало- и микролитражками. Автобусы и грузовики пропихиваются между всем этим, как кит в узком каньоне.
Обязательно нужен хороший и исправный "ручник", без него на склонах парковаться затруднительно. Дорожное движение сперва кажется хаотичным, но в нем есть логика, хотя и непривычная для водителя из северной Европы. Когда пообвыкся, начинаешь находить в этой пестрой моторизованной сутолоке удовольствие.
Критские водители обращают мало внимания на знаки и вообще Правила, но при этом на рожон не лезут и берега не теряют - аварий мы за две недели не видели.
Фото 1.
Типичный автопарк: Киа, Опель, Тойота... Все малогабаритные, в туристических местах каждый второй автомобиль - прокатный. Аренда относительно недорогая, не проблема найти место, где даже кредитку не спросят. Не забыть проследить, чтобы страховка была расширенная, стандартная не покрывает, например, треснувшее стекло или пробитое колесо.
Фото 2.
Вот пример малознакомой для меня машины. Opel Agila, выпускался с 2000 по 2007, к нам их не возили, так что едва ли не впервые этого кургузого малыша увидел на Крите.
Фото 3.
Fiat Cinquecento, делали в девяностых. Встречаются часто, в разном состоянии.
Фото 4.
И еще один, рядом с Mini. По настоящему интересных старичков вроде Мини или Renault 4 за все время попалось меньше, чем пальцев на руках. В интернетах нашли упоминания о критском автомузее, но до него так и не добрались. Зато довольно плотно познакомились с другим аспектом истории острова, с крито-минойской культурой. Второе-третье тысячелетие до нашей эры, очень необычная островная миролюбивая цивилизация (что совсем нетипично и для древних, и для современных цивилизаций), разрушенная чудовищным извержением вулкана Санторини. Интересно необычайно, хорошее пополнение в копилку знаний. Археологический музей в Ираклионе, к слову, весьма рекомендую.
Фото 5.
А это уже Fiat Seicento, наследник Fiat Cinquecento. Выпускался до 2010 года. Аэрография забавная. Означает, видимо, что обижать зеленую машинку на стоит, а не то....
Фото 6.
...а не то Халк БИТЬ!
Фото 7.
Toyota, думается мне, что Starlet вроде
этого, но точно не уверен, а разглядывать на жаре не хотелось - щелкнули мимоходом, да и пошли дальше, поближе к морю.
А вообще Тойот на острове много, причем разных. Мы, например, катались на крошечной Aygo, о ней речь еще впереди. Очень много встречается пикапов под той же маркой, о них тоже чуть ниже.
Фото 8.
Volkswagen Polo IV 9n1 "я хочу быть Мерседесом", машина хорошо знакомая, но в таком цвете встречающаяся нечасто. С круглыми фарами их делали с 2002 до рестайлинга в 2005. Потом поменяли морду, видать, угрызения совести перед Мерсом замучили...
Фото 9.
"Нива", то бишь Lada 4x4, единственный советско-российский автомобиль, встречающийся на Крите.
Фото 10.
А вот и те самые, любимые местными фермерами, торговцами, строителями и другим рабочим людом пикапы Тойота. С рупором на крыше мы встречали дважды. Сперва, купившись на серьезность тона, решили, что это машины политагитации (дело было в аккурат перед референдумом о будущем Греции), но при ближайшем рассмотрении оказалось, что предприимчивые колхозники зазывают покупателей приобретать καρπουζια ("арбузия", как мы их прозвали). Автолавка, одним словом. Шаланда, полная арбузов.
Фото 11.
Вот более новый экземпляр. Не знаю, как так получается, что в кадр мне попадают всякие жёваные, дырявые да ржавые машины (может быть, потому что я их сознательно выискиваю?). Большая часть местного автомобильного парка - нормальная, приличная, часто новая, но за такое, видимо, глаз не цепляется, скучно снимать.
Фото 12.
Соперничать с Тойотами могут только пикапы Mazda. Самый рыдванистый экземпляр встретился поблизости от места, где мы жили. Благодаря очень мягкому климату, ржавчина кузова ест медленно, поэтому такой гнилой экземпляр - скорее исключение.
А вот краска на горячем средиземноморском солнце выгорает только так, из-за этого даже не очень старые тачки иногда выглядят облезлыми.
Фото 13.
А вот что бывает, если идею пикапа довести довести до крайности. Мастодонт Ford, еще не совсем грузовик, но уже и не просто развозной "каблучок".
Фото 14.
Ну и самый симпатичный из редких Критских олдтаймеров - Citroen 2CV, попался по дороге из горного монастыря, на обычной поселковой улице.
Этот уже из поздних, модификация Charleston, их делали аж до начала девяностых, но все равно приятно повстречать.
На снимке ниже - он же. Выгодно смотрится в лучах заходящего солнца, не правда ли?
Фото 15.
Машины брошенные
После техники, способной передвигаться, настал черед "железных призраков". При желании наснимать их можно много, я выложу только несколько самых запомнившихся и колоритных.
Фото 16.
Как "гольфовод" со стажем, не мог пройти мимо этого "носка". Похоже, что машиной занимались, а потом бросили на улице. Точку невозврата этот Гольф еще не прошел, будем надеяться, что хозяин вернет его к жизни. Тем более, вторых "гольфов" на Крите очень мало. Кроме этого, попался еще один по дороге в Ираклион, больше не видел.
Фото 17.
Mini стоит напротив крупного сервисного центра, что вселяет надежду. Правда, центр был Peugeot...
Фото 18.
Судя по шильдику и задним фонарям, эта машина родом из второй половины семидесятых. На такой ездил мистер Бин из известных комедий.
Фото 19.
Неподалеку от Мини запаркован Мерседес в 123 кузове. Единственный, встреченный на Крите. Затесался в ряды "призраков" из-за снятых номеров да легкой запыленности, а так-то вполне с виду живая машина.
Фото 20.
Два средства передвижения - какая-то неведомая микролитражка и перевернутая лодка - нашли последнее пристанище в зеленой долине. Снимал на большом зуме, сам не знаю, зачем. Запомнился неподвижный зной, висящий в воздухе. Мы остановились между горных кряжей, справа синело между пологими скалами море, слева за вершины цеплялись выползшие из долин облака. А внизу, среди зеленых полей и оливковых рощ, виднелось что-то заброшенное. Снял, не разбираясь, потом, при сортировке фоток глянул - а вроде ничего, душевно.
Фото 21.
Фиатовский пикап в Элунде. С этого ракурса смотрится не совсем безнадежным. Поблекший кузов да вывернутые зеркала, велика ли беда?
Фото 22.
С другой стороны все хуже.
Солнце на Крите светит большую часть года, зимние "холода" - не ниже +10 градусов, температурных перепадов нет, снега нет. С чего бы ему так выборочно прогнить?
Фото 23.
"Две помойки".
Toyota
О том, на чем катались две недели.
Машину заранее не бронировали. Прокатных контор на Крите несчитано, мы нашли прямо рядом с аэропортом ту, что нас устроила (с незатейливым названием JustRentals). Транспорт подбирали по нескольким критериям. Во-первых, маленькое. Во-вторых, чтобы задние стекла тонированы (а таких мало). И, из чисто спортивного интереса, чтобы новенькое, на чем раньше не ездил.
Подошла по всем параметрам Toyota Aygo 2013 года.
Фото 24.
Машина реально маленькая, и это в условиях тамошних дорог и парковок ПРЕИМУЩЕСТВО! Номинально четырехместная, хотя задние сидения у нее так себе, "расширитель багажника".
Фото 25.
Выглядит несерьезно, но, несмотря на мой изначальный скепсис, оказалось удобно.
Фото 26.
Багажник, как легко понять по его содержимому, не просто маленький, а крохотный. Впрочем, нам стройматериалы возить не надо, а пляжные полотенца и покупки из ближайшего супермаркета влазят и в такой.
Фото 27.
Прикольный автомобильчик, короче. С включенным кондиционером едет еле-еле, мотор надо крутить, до 2000 тысяч не тянет, но для неспешной прогулочной езды годится. Что и требовалось.
Мототехника
Мотоциклов, мопедов, роллеров на Крите тьма! На них ездят все, от подростков до старушек. В городе, в деревнях, на трассе, на лесных тропинках, на пляже, везде и всюду, где можно проехать на двух колесах.
Марок и моделей слишком много, чтобы пытаться разобраться, да и не специалист я, советскую-то технику научиться бы различать без ошибок. Снимал то, что выглядело живописнее, опознать более-менее уверенно могу только Веспу, да и то не всегда.
Поскольку сообщество автомобильное, не буду тут утомлять мотоциклетами, кому хочется, полный вариант поста у меня в
журнале, там всё полностью. Для затравки вот пара снимков:
Фото 28.
Фото 29.
Дороги
Фото 30.
Самолеты заходят на посадку, снижаясь над северным побережьем Крита, и составить впечатление о дорогах, которые тебя ожидают, можно еще в в небе.
Фото 31.
Основная трасса, пересекающая остров с востока на запад - шоссе E75, длиной около 300 км. Кстати, именно она видна в иллюминатор на предыдущем снимке. Кое-где четырехполосная, с разделительным газоном и отбойниками, но в основном выглядит примерно так. Тихоходы, заметив в зеркало нагоняющую машину, обычно жмутся к обочине, поэтому разъехаться со встречкой можно и при плотном трафике.
Фото 32.
Все основные дороги асфальтированы, но стоит съехать чуть в сторону, и можно попасть на грунтовку. На мелкой Тойоте мы только один раз рискнули махнуть в гору по извилистой каменистой тропе. Пару раз попадались дороги, "граблями деланные". Серьезно! Видать, сырой бетон вываливается и ровняется граблями, от которых в застывшем полотне остаются характерные борозды. Как раз такая бетонка на фотографии.
Фото 33.
Где бы вы ни ехали, повсюду вас будут окружать оливковые деревья. Иногда дикие, но чаще - культурные рощи олив.
Фото 34.
Встречаются козы и овцы. Некоторые из них выражают отношение к встрече незатейливо, как умеют (левая часть кадра).
Фото 35.
А вообще - зверски интересно! Совершенно другие условия вождения, дороги, привычки местных водителей. Все это дает возможность посмотреть на свои водительские навыки свежим взглядом, да и просто тренирует мозги.
Жаль, на красоты вокруг отвлекаться не очень получается.
Кроме машин и мотоциклов, снимали, конечно, море, горы, себя на фоне гор и моря, горы на фоне моря и море на фоне гор, древние руины, маяки, окна, цветы, котов, и просто все подряд.
Короче, Крит - это круто, но интересной техники там немного :-)
Фото 36.