1. Во время поездки в Вильнюс вдоволь наснимал местный общественный транспорт. К слову, в столице Литвы всего две разновидности городского механизированного транспорта: троллейбусы и автобусы (городскую электричку до аэропорта считать не буду). Ещё недавно в историческом центре появилась сеть прокатных велосипедов, но это же не наш формат:)
Модельный ряд представлен в основном потрёпанными жизнью европейскими моделями с вкраплением новых машин. Впрочем, для белорусского глаза, привыкшего к суровым прямоугольным формам МАЗов и Белкамунмашей, это уже какое-никакое, а разнообразие.
Кстати, цены на проезд в Литовской столице кусаются (по сравнению с белорусскими). Цена одной 30-минутной поездки (в Вильнюсе принята такая минимальная единица) составляет 2,2 лита или 0,83$ (для сравнения, в Минске 1 поездка стоит 4000 бел.рублей или 0.38$). Кроме того в общественном транспорте Вильнюса введена тотальная карточная система. Бумажные билетики на остановке не купишь, они продаются только у водителей и за цену чуть ли не в 2 раза больше единичной поездки. Впрочем, после введения в Минске к ЧМ по хоккею карт оплаты проезда, вильнюсские правила не показались мне сложными. На период поездки мы с женой купили каждый по 3-хдневному проездному за 21 лит (+ 4 лита за карту) или 7,9$ (+ 1,5$) и не парились.
2. Из наблюдений у меня сложилось впечатление, что троллейбусов в Вильнюсе больше, чем автобусов. Причём абсолютное большинство тролейбусного парка составляют Škoda 14Tr:
3. Эта модель выпускалась в Чехословакии/Чехии с 1980-го по 2004-й годы. Интересно, что испытания первых троллейбусов новой на то время модели проходили в Киеве (в Киев, кстати, потом и ушло больше всего траллебусов этой марки - 354 штуки). Вообще, Škoda 14Tr в своё время поставлялась во многие города бывшего СССР, но Минск эти машины обошли стороной:
4. "Шкода" в вильнюсском районе Жверинас:
5. Кроме станеньких, но бодрых "Шкод", курсируют по Вильнюсу более современные "тралики" тна увеличенной трёхосной базе - Solaris 15 Trollino AC:
6. Делают их в Польше и, если верить Википедии, то Вильнюсский троллейбусный парк за период 2004-2006 годов закупил 45 таких машин:
7. С троллейбусами всё. Автобусы в Вильнюсе представлены более широким модельным рядом. Основу автобусного парка составляют "гармошки" чешской марки - Karosa B 741 и Karosa B 841:
8. Фирму Karosa на сегодняшний день проглотила Iveco, но в своё время это был основной производитель автобусов в Чехословацкой Республике:
9. Эти автобусы выпускались в 1991-1999 года специально для рынка Восточной Европы:
10. Впрочем, есть в автобусном парке Вильнюса и западноевропейские машины, например, такой вот массовый немецкий автобус Mercedes-Benz O 405:
11. Период производства: 1983-2000.
12. Есть и более современные автобусы, например, такой Irisbus неизвестной мне модели:
13. MAN A21 Lion’s City NL273 CNG:
14. Mercedes-Benz Citaro:
15. Как оффтоп, парковка городской сети прокатных велосипедов. Кстати, их можно взять напрокат на 30 минут имея на руках 3-дневный проездной на общественный транспорт (впрочем, я этой возможностью не воспользовался):
16. И в дополнение, фуникулёр 2003 года, который поднимает туристов до башни Гедимина "всего" за 7 литов или 2,6$: