Дрезденский музей транспорта

Aug 27, 2013 04:06


Дрезденский музей транспорта находиться в самом сердце старого города и содержит довольно интересную коллекцию автомобильного и железнодорожно транспорта. В этом посте я постараюсь наиболее полно рассказать о том, что же представляет собою дрезденский технический музей и показать его самые яркие экспонаты. Любителям автомобильной истории посетить этот музей рекомендую, так как тут находятся несколько редких и интересных экспонатов восточногерманского автопрома.




Дрезденский музей транспорта расположен в одном из самых старых и красивых зданий города - Йоханнеуме, построенном в стиле Реннесанс в период с 1586 по 1589 годы. Изначально тут располагался хлев для лошадей Курфюрста, а также гараж для карет. Так что здание с момента своего создания более четырехсот лет назад уже служило транспортным целям. Между 1730 и 1731 годами по желанию курфюста Саксонии Августа Сильного к зданию был пристроен второй этаж, а также двухсторонняя "английская" лестница и оно приобрело вид, близкий к своему теперешнему.

Здание Йоханнеум в левой части картины, написанной известным итальянским пейзажистом Бернардо Беллотто между 1749-м и 1751-м годами.



01. Йоханнеум после недавней реконструкции. Как можно заметить, здание за последние двести восемьдесят лет изменилось не сильно.



02. В 1747 году на второй этаж здания переехала дрезденская картинная галерея старых мастеров, где она располагалась вплоть до 1855-го года. А в 1866-м году перед Йоханнеумом установили самый старый городской фонтан, созданный еще в 1616-м году и стоящий до того времени на площади Neumarkt.



Между 1872-м и 1876-м годами произошла третья и последняя перестройка здания по желанию очередного короля Саксонии Иоганна. Внешний фасад здания был дополнен новыми декоративными элементами в стиле неоренессанса и здание было названо Йоханнеумом в честь короля Иоганна. С этого же времени в здании расположился музей "Militaria und Kulturgeschichte Sachsens" - дословно "культурно-исторический и военный музей Саксонии".

Во время бомбардировок Дрездена в феврале 1945-го года здание Йоханнеум сильно пострадало и полностью выгорело внутри. В 1954-м году началась его реставрация и уже в в 1956-м году в отреставрированной части здания была открыта первая выставка на тему "120 лет саксонской истории транспорта". А с 1958 года музей открыл свои двери с постоянной выставкой железнодорожной техники, базирующейся на основе коллекции Саксонского железнодорожного музея, которая после войны находилась в грузовом депо Дрезден-Альтштадт и была перенесена в Йоханнеум. С годами экспозиция в музее расширялась и сегодня тут представлен не только железнодорожный транспорт, но также мототранспорт, автомобильный, воздухоплавательный и водный виды транспорта.

Хотя внимания тут заслуживают лишь железнодорожный и автомобильный отделы. Остальные части музея довольно бледные и могут быть интересны лишь людям, кто в первый раз попал в технический музей либо детям. Во время моих предыдущих посещений этого музея тут также был зал, полностью заставленный трамваями. Сейчас тут находиться временная экспозиция посвященная конному транспорту. Трамваи, судя по информации на официальном сайте музея, вернуться в зал после полного завершения его реконструкции.

03. Такая вот богатая история у этого красивого здания, ставшего транспортным музеем. Что ж пора заглянуть внутрь и посмотреть чем способна удивить экспозиция музея.



04. На входе посетителей встречает ГДР-овская гоночная машина AWE и приветствие на многих языках мира. Что приятно - в списке есть и приветствие на украинском. Еще, что приятно -  в музее полная свобода фотосъемки. Во время моих предыдущих визитов сюда за право фотографировать нужно было доплачивать отдельно. Теперь это упразднили.



05. Так выглядит автомобильный зал. Основной акцент в экспозиции сделан на саксонских и ГДР-овских автомобилях. Мало кто знает тот факт, что до войны Саксония была сердцем автомобилестроения в Германии. Тут располагались десятки производителей автомобилей различных классов и типов. Но сорок пять лет коммунизма довели саксонскую автомобильную промышленность до полной деградации. Сейчас в Саксонии производят лишь машины западногерманских фирм: Volkswagen, BMW и Porsche. Ни одна из саксонских автомобильных марок не уцелела после объединения страны.



06. Я очень люблю автомобильные музеи. Где еще как ни тут можно окунуться в то время, когда машина была нечто большим, чем средством комфортного перемещения из пункта А в пункт Б.



07.


08.


09.


А теперь детально рассмотрим наиболее интересные из выставленных тут экземпляров.

10. На фото самый старый из известных автомобилей, произведенных в Саксонии, к тому же отлично сохранившийся в оригинальном состоянии. Сконструирован этот паровой автомобиль был в 1895 году Густавом Адольфом Шёхе (Gustav Adolf Schöche), владельцем первой в Дрездене велосипедной фабрики, которая с 1885 года занималась производством разного типа велосипедов. До 1910 года автомобиль использовался в окрестностях Дрездена, а в 1936-м году принял участие в выставке в Берлине в честь 50-летия автомобилестроения, где был выставлен вместе с пионерами автомобильного движения такими как Даймлер, Бенц и Хорьх. В итоге Адольф Шёхе передал свой автомобиль Немецкому музею в Мюнхене, которому он принадлежит. В 2011 году дрезденский транспортный музей одолжил этот раритет на время у Немецкого музея. Двухцилиндровая паровая машина, развивавшая мощность 4 л.с. находится под сиденьем, а два паровых котла в передней части автомобиля. Топливом для машины выступал керосин, на котором машина могла ездить "пол дня" развивая скорость "сравнимую с трамвайной".



11. Очень понравились фонари этого раритета.



12. А это уже экземпляры, одолженные из музея Мерседес-Бенца, что в Штутгарте. Справа копия первого в мира автомобиля, созданного Карлом Бенцом в 1886 году и положившему начало эре автомобилей. Оригинальный автомобиль Бенца находится в Немецком музее в Мюнхене.

Автомобиль оснащался одноцилиндровым четырехтактным ДВС, развивающим 0,9 л.с.и разгоняющим 236-килограммовую коляску до скорости 12 км/ч. Автомобиль получился трехколесным, потому что Бенц никак не мог придумать рулевое управление для четырехколесного автомобиля.



13. В этом же году проблема рулевого управления была решена и на свет появился еще один автомобиль, переделанный из обычной коляски. Конструкторами его выступили немецкие инженеры Даймлер и Майбах. 8 марта 1886 года Даймлер и Майбах привезли к дому карету, сказав соседям, что это - подарок госпоже Даймлер на день рождения. На эту карету Даймлер установил двигатель мощностью 1,5 л.с., собственной разработки и ременную передачу к колесам. Таким образом был создан первый четырехколесный самодвижущийся экипаж, развивающий скорость до 16 км/ч. В музее выставлена копия автомобиля, принадлежащая музею Мерседес-Бенца в Штутгарте.



14. Зеленый автомобиль в правой части фотографии - уже саксонец. Автомобиль был построен в 1904 году фирмой Wanderer - это был первый автомобиль пригодный к эксплуатации, построенный данной фирмой, но так и оставшийся прототипом. В 1932 году фирма слилась с концерном Auto-Union, став одним из четырех производителей, образовавших концерн, который в послевоенное время превратился в фирму Audi.



15. Оснащенный 12-лошадиным двухцилиндровым четырехтактником, автомобиль развивал максимальную скорость 40 км/ч.



16. Röhr 8, автомобиль практически не известного в мире немецкого производителя Automobilfirma Röhr Auto AG, существовавшего в 30-х годах.



17. Кузов автомобиля изготовлен знатной в то время дрезденской кузовной фирмой Gläser-Karosserie GmbH, о чем свидетельствует шикарная эмблема на корпусе автомобиля.



18. Еще один интересный экспонат музея: самый первый разработанный концерном BMW автомобиль AM1 (1.Auto München), производился на заводе в Айзенахе, ставшим потом ГДР-овским Wartburg'ом. АМ1 оснащался четырехцилиндровым четырехтактником мощностью 20 л.с. хватающего для разгона 640-килограммовой машины до скорости 80 км/ч.



19. Этот автомобиль почему-то оказался одиноким пришельцем в зале железнодорожной техники. Мне очень нравятся машины этой эпохи начала ХХ-го века. Есть в них какое-то очарование древних механизмов. Чего стоят одни только фонари, деревянный кузов и роскошные кресла! Шик! На фото Excelsior, 1904-го года выпуска. Производился в ограниченных партиях по лицензии американской марки Oldsmobile. Мотор: одноцилиндровый четырехтактник, мощностью 6 л.с., расположенный в задней части автомобиля. 300-килограммовый автомобиль разгонялся до скорости 40 км/ч.



20. Это снова BMW, точнее EMW. После войны завод фирмы BMW, расположенный в Айзенахе вошел в зону советской оккупации, но еще годами производил модели под маркой BMW, затем в 1952-м году по требованию мюнхенского правообладателя завод переименовали в EMW - Eisenacher Motorenwerk.
На фото модель ВMW 340, ставшая позже EMW 340.



21.


22.


23. А это милаха IFA F9, 1955-года выпуска. Очень гармоничный дизайн. Автомобиль производился с октября 1950 до лета 1953 на заводе VEB Kraftfahrzeugwerk Audi Zwickau (в прошлом Auto Union, завод Audi). Позже производство было перенесено на завод VEB Automobilwerk Eisenach (AWE) в Айзенахе, где автомобиль производился до 1956-го года под именем EMW 309.

Трехцилиндровый двухтактник развивал 30 л.с. разгоняющих машину до максимальных 110 км/ч.



24. Этот автомобиль был прообразом легендарного Трабанта. IFA P70 стала первым в мире серийным автомобилем с пластиковыми панелями кузова. Кузова для этих автомобилей производились в Дрездене предприятием VEB Karosseriewerk Dresden.



25. Автомобиль предлагался с несколькими типами кузова: седан, комби и купэ. Всего до 1959-го года было выпущено 38 000 автомобилей этой модели.
Машина оснащалась двухцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем, мощностью 22 л.с. и развивала максимальную скорость 100 км/ч.



26.Оранжевая машина слева на фотографии - один из интереснейших объектов автомобильной экспозиции музея. Это Wartburg 355, автомобиль опередивший свое время, но так и не пошедший в серию. Всего было выпущено пять прототипов этой машины, один из которых находиться в Музее транспорта в Дрездене.



27. Этот прототип был произведен в 1968-м году и должен был стать машиной, которая бы сменила Wartburg 353. В нем было применено много инноваций, таких как стеклопластиковый кузов и дизайн, аналогов которому в то время не было. Говорят, что именно дизайн этого автомобиля вдохновил западногерманцев из Volkswagen на создание нового дизайна таких машин, как VW Golf и VW Passat, которые были представлены общественности несколько лет спустя. Автомобиль оснащался мотором Renault, мощностью 74 л.с. который разгонял 880-килограммовую машину до скорости 130 км/ч.



28. Этот автомобиль мог полностью изменить судьбу марки и возможно стал бы одним из самых ярких образцов автомобилестроения ГДР, но социалистическое правительство не дало добро на запуск машины в серию и проект умер, а вместо него более тридцати лет производился Wartburg 353, который устарел морально и физически и после объединения Германии эта автомобильная марка прекратила свое существование.



29. На этом зале автомобильная экспозиция не заканчивается. На втором этаже тоже есть пара интересных ретрокаров и артефактов.



30. Модель самого первого самодвижущегося средства - парового автомобиля, построенного во Франции в 1769 году военным инженером Николя-Жозе Кюньо (фр. Nicolas-Joseph Cugnot). Так называемая «малая телега Кюньо» предназначалась для буксировки артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в движение силой пара.



31. Комната, посвященная вело-мото-авто транспорту. Тут тоже есть что посмотреть.



32. Много плакатов с историей и фотографиями автомобильной техники стран Восточного блока.



33. Отлично детализированные модели ГДР-овских грузовиков. Практически все эти машины я видел в другом саксонском музее, посвященном исключительно грузовым автомобилям и автомобилям промышленного назначения ГДР. В будущем об этом музее будет пост, в котором я расскажу и покажу его богатую коллекцию подробней.



34. IFA W 50



35. Barkas B 1000



36. Паровой грузовик LOWA DS 120, был построен в ГДР в 1951-м году в качестве прототипа. Машина работала на буром угле спрессованном в брикеты и развивала 120 л.с. Но по эксплуатационным характеристикам прототип паровой машины сильно отставал от машин с ДВС и работы были прекращены а единственный прототип разрезан на металлолом.



37. Помимо моделей в этом зале также присутствуют пара автомобилей не существующего больше автомобильного завода немецкого городка Циттау, что на границе Германии с Польшей и Чехией. Об этом городе я буду еще много писать, как и про историю его автомобильной промышленности.
На фото: трехколесный Phänomobil 1924-го года выпуска оснащенный двигателем воздушного охлаждения мощностью чуть более 10 л.с. Максимальная скорость машины 65 км/ч.



38. Еще один автомобиль того же производителя из Циттау - грузовичек Phänomen, 1927-го года выпуска.



39. Аскетичный интерьер.



40. В этом зале было очень много интересных исторических плакатов и информационных стендов о машинах, как производимых в ГДР, так и экспортируемых из других социалистических стран. Конечно же была представлена и советская техника.



41.


42. На этом я заканчиваю повествование об этом сравнительно небольшом, но интересном музее. Его экспозиция намного больше, чем выставленная в здании, но по причине невозможности расширения выставочных площадей, тут представлена лишь часть технической коллекции музея. Возможно в будущем музей обзаведется своим филиалом, но пока что это лишь планы. Еще в этом музее находится отличная миниатюрная железная дорога, но открыта она лишь один день в неделю и этот день был не сегодня. В любом случае я бы рекомендовал к посещению этот музей всем любителям техники, кто будет гостить в Дрездене. Людей же, к технике равнодушным, он вряд ли способен будет чем-то удивить.



Эта была сокращенная версия статьи, в которую не вошли железнодорожный зал и воздухоплавательный. Кому интересно почитать полную версию статьи, находится она тут.

wanderer, музей, daimler, bmw

Previous post Next post
Up