Иваново известен на всю Россию двумя своими полуофициальными статусами -
"город невест" и "столица текстиля". Однако с недавних пор в Иванове, на улице Парижской Коммуны, 16 появилась еще одна местная туристическая достопримечательность - Музей советского автопрома. Найти его можно по характерной инсталляции над входом.
Автомобиль, водруженный на козырек, - это ГАЗ-М20 "Победа" в ранней советской милицейской "ливрее".
Музей открылся менее пяти лет назад, но уже занесен в отечественный каталог, который называется "Частные музеи России. Самородки России", выпущенный в Москве в 2019 году, и в китайский каталог для путешественников.
Обратите внимание, на этой фотографии запечатлен автомобиль, которого в тот момент, когда я знакомился с экспонатами, а это было 8 февраля этого года, в экспозиции не было. Как объяснила экскурсовод, выставка динамична, поэтому время от времени какие-то машины отправляются в другие музеи, например, в тот, что есть Горьковском автозаводе, или на съемки телевизионных передач, или для участия в историческом параде на Красной площади.
В левом верхнем углу на фотографии ниже - портрет директора музея Елены Власовой (она также запечатлена на странице китайского каталога несколькими снимками выше). Она, в отличие от экскурсовода, которая знакомит посетителей с автомобилями и эпохой, в которой они получили свое рождение и признание, охотно рассказывает об истории самого музея.
Основал его муж Елены Дмитрий (руководитель АО "РИАТ", название которого расшифровывается, как "ремонт и изготовление автотехники), который на каком-то этапе своей жизни увлекся реставрацией ретро-автомобилей. Экспозиция располагается в помещении бывшей столовой Ивановского авторемонтного завода (ИАРЗ), который в советское время был главным партнером ГАЗа, чем, видимо, и объясняется то, что продукция горьковского завода доминирует над остальной техникой.
На входе всех посетителей встречают администраторы, сидящие за стойкой и продающие билеты (200 рэ - для взрослых, 70 рэ - для школьников, студентов-очников и пенсионеров) и сувенирную продукцию, а также большой красный стенд с названием музея.
В день моего визита осмотр начинался с лимонного цвета "ушастого" "Запорожца".
Далее, если идти по часовой стрелке, расположился очень редкий для нынешних времен ГАЗ-А в кузове "фаэтон".
Экскурсовод сказала, что машина на ходу.
этот кадр, как нельзя кстати, характеризует расхожее мнение о том, что изолента - самое главное изобретение для ремонта чего-либо
Далее стояли два брата-близнеца ГАЗ-69, собранные на Ульяновском автомобильном заводе.
фото для тех, кто забыл, как выглядит управление "козликом"
После этих отечественных джипов экспозиция делает поворот на 90% и упирается в "Волгу" ГАЗ-24-12,
которая соседствует с "Жигулем" ВАЗ-21033, который я почему-то забыл сфотографировать, поэтому переходим в основной зал музея, где, как я уже говорил, превалирует продукция ГАЗа,
а по левой стороне так вообще черным-черно от автомобилей представительского класса в виде "Чаек" и других чиновничьих машин, но начинается осмотр с 21-й "Волги".
За ней ГАЗ-12 ЗиМ,
ГАЗ-13 "Чайка",
ГАЗ-13С "Черный доктор" (в прошлом году этот "зловещий" благодаря своей славе и функционалу автомобиль принял участие в
ретро-ралли "Нижний Новгород".),
ГАЗ-14 "Чайка"
и ЗиЛовский лимузин.
У самой дальней стены расположились два легендарных грузовика - ГАЗ-АА
и ГАЗ-ММ.
У правой стены машин меньше. Здесь встретился в удивительной степени сохранности ЗиС,
гоночная Lada, которую музею подарил ее пилот, завершивший выступления на ней,
ну и "Победа" в кузове "кабриолет", которую можно видеть на общем снимке, размещенном выше.
После большого зала осмотр экспозиции продолжается вдоль стены параллельной входу, где стоят две ВАЗовские модели - 2102
и 2101.
"Копейку" музею продал за 50 тысяч рублей местный автосалон, в который машину практически в идеальном состоянии привезли на утилизацию, то есть сознательность менеджеров позволила сохранить такой великолепный раритет.
Ну и завершает экспозицию снова продукция ГАЗа. Например, "Волга" ГАЗ-22М 1978 года выпуска. Экскурсовод рассказала, что машины в таком кузове советским гражданам практически не продавали, так как автомобили преимущественно поставлялись для нужд различных служб и ведомств (скорая помощь, полиция, авиация и т.д), но вот директор цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин сумел заиметь себе такую "Волгу" вроде как для нужд возглавляемого им заведения, но часто пользовался таким универсалом и в личных целях.
Рядом стоят разноцветные "Волги" 21-й серии двух разных поколений
и внедорожная "Победа" ГАЗ-М72.
Впрочем, часть экспонатов, крупногабаритных, так сказать, выставлены на улице. Это пожарный автомобиль на базе ГАЗ-51,
ПАЗ-672
КАВЗ-651
и УралЗиС.
Что понравилось в музее, так это то, что он небольшой, и времени на осмотр машин тратится не очень много. Экскурсовод рассказывает интересно, но для широкого круга посетителей, а еще симпатично выглядит фон стен, на котором представлены автомобили. Также весьма демократичная цена посещения. Из минусов отмечу то, что полноценно разглядывать те или иные экспонаты мешают картины, наличие которых рядом для меня осталось загадкой. Ну и по причине не самых больших выставочных площадей осмотреть машины с кормы, за редким исключением, не представляется возможным. В ближайшее время музей расширяться не планирует, равно как и пополнять коллекцию экспонатов, так как реставрация - дело все-таки затратное.
Отмечу, что помимо машин, стоить обратить внимание на информационные таблички, стоящие рядом с ними, так как помимо технической информации, на них можно увидеть, какие есть аналоги у представленного автомобиля и в каком фильме его сородичи принимали участие. Например, не снятый мной ВАЗ-21033, по мнению составителей экспозиции, на внешнем рынке конкурировал с Fiat 124 и PAL Premier, а что касается кино, то "трешка" была задействована в съемках "Иронии судьбы" и в "Невероятных приключениях итальянцев в России".
ГАЗ-69 конкурировал с автомобилем Stoever Тип 40, а проявил себя в картине "Ко мне, Мухтар".
А зарубежными аналогами внедорожной "Победы" считаются Fiat 1900 и Standart Vanguard, собратья ГАЗ-М72 "засветились" в фильмах "Покер" и "Инспектор Купер".
Есть еще в музее любопытный документ, представляющий свод правил, составленных в 1924 году для гужевого транспорта, велосипедов и автомобилей. Общий характер предписаний таков, что лошади в городе были в приоритете, но и обязанностей их извозчики имели не мало.
Завершая рассказ о музее, скажу что работает он четыре дня в неделю - с четверга по воскресенье - с 12:00 до 18:00. Основной наплыв посетителей приходится на новогодние праздники и лето. Если в день экспозицию осмотрели 150 человек - то это весьма ощутимая цифра.