Доброго дня, коллеги!
Как и говорил в предыдущем посте, начинаю публиковать фотографии ещё одного автора из Приморского края - Владимира Борисенко. Снимков много, в один пост не уместить, поэтому будет несколько, выкладывать планирую по выходным. Курсивом я даю комментарии самого автора - как по мне, они весьма информативны. Если мне тоже есть, что сказать, пишу обычным шрифтом.
Сегодня поговорим об автобусах, которые использовались и продолжают использоваться в столице Приморья и в расположенном совсем недалеко от неё городе Артёме. Но фактически примерно такой же парк встречается повсеместно в нашем регионе - разве что в небольших населённых пунктах он ожидаемо не столь разнообразен.
И начнём с марки "Daewoo".
"Daewoo BF106".
Из Республики Корея в 1990-е годы для внутригородских перевозок активно ввозили крупные автобусы марок "Daewoo" и "Hyundai" - почему-то с "междугородними" сиденьями. Машины с маленькими "городскими" сиденьями появились на маршрутах позже. Типичный представитель - "Daewoo BF106". Особенности компоновки: сдвижная вторая дверь, дизельный двигатель размещен в передней части машины. Зимой ездить в них было комфортно - салоны оборудованы мощными печками.
Эта машина сфотографирована в Артёме на маршруте № 8 Артём - шахта "Амурская" в 2011 году. Во Владивостоке такой автобус долго ходил по маршруту № 55.
У нас в Спасске я таких автобусов не помню, возможно, и были, но давно:
"Daewoo BF106" после ремонта, 2012 год.
Он так и бегал по 8-му маршруту в первой половине 2012 года:
"Daewoo BS106".
На смену модели "BF106" пришли такие аппараты. Их уже завозили массово. Причем шли они не только с "междугородними" сидениями, но и с обычными "городскими". Годы выпуска начинались с 1992-1993, может, были и более ранние экземпляры. Двигатель у них расположен в задней части. Дверей как правило две, вторая сдвижная. Помнится, до появления "Granbird" и им подобных такие автобусы ходили и между городами. Например, по маршруту Владивосток - Находка. Были они бело-синие. Если вдруг кому-то не хватало места, у водителей были досточки, которые они приспосабливали в проходе между сидениями, что, конечно, было удобнее, чем ехать стоя. В "Granbird" так уже не делают. Да и стоя сейчас редко кого берут...
"106-е" - самые распространённые автобусы "Daewoo" в Спасске-Дальнем. Таких машин, как изображены ниже, на городских маршрутах уже нет, но парочка до сих пор возит рабочих местных предприятий:
"Daewoo BS106", второе поколение.
Эта модель и его конкурент "Hyundai Aero City" - самые массовые автобусы, работающие на городских и пригородных маршрутах.
Такие "106-е" продолжают эксплуатироваться и в Спасске-Дальнем. От себя замечу, что хотя салон просторный и имеет ровный пол, расположение поручней неоптимальное, что для невысоких людей неудобно - благо, можно держаться и за ручки на сиденьях, но когда пассажиров много, это не очень спасает:
"Daewoo BS106", третье поколение.
И такие есть в Спасске-Дальнем (один точно). Принципиальных отличий по компоновке салона от предшественника не имеет:
Муниципальный "Daewoo BS106".
Такие автобусы пополнили владивостокский парк муципальных автобусов наряду с MAN'ами, о чём ниже:
"Daewoo BS106 (Ulsan)".
Выпуск начался в 2012 году.
Такие до Спасска не добрались:
Необычный "Daewoo BS106".
У него двери необычные и салон скомпонован не как у тех, что обычно ходят у нас. Здесь он на маршруте 54а на Луговой стоит.
Такая модификация есть и в Спасске-Дальнем. Салон кардинально отличается от обычных "BS106". На первый взгляд, стало лучше - множество поручней, чего так не хватало предыдущим моделям, сиденья располагаются на возвышениях, и теперь ноги сидящим уже не отдавят (по-моему, несколько сидений всё же сразу на полу закреплены, но не суть). Однако в этих возвышениях и проблема - они почему-то гораздо крупнее, чем нужно для сидений, и потому существенно сужают проход, что при толкучке не радует. Возможно, подразумевается, что сиденья должны быть не одинарные, а двойные, а салон унифицирован. Не знаю. Но как пассажир я не очень люблю эти автобусы. Также лично мне непонятно, почему отказались от сдвижной двери, "прятавшейся" в боковой стенке кузова. Она занимала минимальное количество места и не при сильнейшей загруженности можно было стоять чуть ли не на самой нижней ступеньке. А здесь двери раздвигаются в стороны, поэтому нижняя ступенька недоступна, о чём есть соответствующие предупреждающие надписи:
"Hyundai RB520".
Был достаточно массовым в 1990-е годы. Имел только "междугородные" сиденья и одну дверь, что для пассажиров было неудобно. Последний недостаток устранялся местными кулибиными, которые врезали двери от отечественных либо иностранных автобусов в средней части машины. Этому повезло, он так и бегал в оригинальном исполнении без переделок по маршруту № 8 "Артём - шахта "Амурская". Фото сделано в 2012 году:
"Hyundai RB520".
Этот автобус сначала работал на городском маршруте во Владивостоке, потом до 2013 года возил работников одного из предприятий в район промзоны. Это как раз вариант с врезанной второй дверью от "Икаруса". Год постройки - 1991. Фото сделано в 2013 году:
"Hyundai Aero City 540".
Ближайший конкурент "Daewoo BS106". Такая же массовая машина. Пришел на смену модели "Hyundai RB520".
Один такой до сих пор возит работников Новоспасского цементного завода в Спасске-Дальнем:
"Hyundai New Super Aero City".
Модель с таким дизайном выпускается с 2008 года. Во Владивостоке они стали работать на маршрутах с 2011 года.
В Спасске-Дальнем такие не эксплуатируются:
"Daewoo BS106" двух поколений и между ними "Hyundai New Super Aero City". Владивосток, конечная остановка в районе железнодорожного вокзала. Фото сделано в 2012 году:
КАвЗ-4239.
Возрождение муниципального общественного транспорта во Владивостоке началось в марте 2010 года. На линии тогда вышли закупленные городской администрацией 30 пассажирских автобусов КАвЗ-4239. Эти автобусы работали на самой протяженной городской линии - от железнодорожного вокзала до посёлка Трудовое (станция «Угольная»), а также на так называемых «проблемных» и отдалённых маршрутах.
В процессе эксплуатации КАвЗов выяснилось: эти автобусы не соответствуют заявленным в их паспортах стандартам качества - часто ломались и требовали дорогостоящего ремонта. Однако у администрации, по сути, не было иного выбора, потому что покупка машин именно этого производителя была обязательным условием получения федерального софинансирования.
Насколько можно судить по сайту Fotobus, эти автобусы уже все списаны, причём отработали не более 4-х лет. Учитывая, что куда более старшие "корейцы" продолжают нести службу, выводы напрашиваются неутешительные:
"MAN Lion's City" и "MAN Lion's Classic".
После КАвЗов администрацией города были приобретены 2 пассажирских автобуса фирмы MAN для их проверки на улицах Владивостока. Марка MAN была выбрана еще и потому, что именно эта компания строила завод в России, а значит, в будущем при покупке этих автобусов можно было рассчитывать на федеральное софинансирование. Кроме того, MAN оказались примерно на 15% дешевле автобусов других европейских марок и главное - они уже имели авторизованный сервис во Владивостоке.
В конце февраля 2011 года 2 первых MAN вышли на маршруты № 31 "Железнодорожный вокзал - бухта Тихая" и № 90 "Луговая - Центр". Позднее их протестировали и на других маршрутах.
Один из автобусов обладает уникальной пневматической системой подвески, позволяющей опускать борт автобуса до уровня тротуара на остановках, что делает посадку пассажиров более комфортной и безопасной:
"MAN Lion's City (A78)".
В итоге после полугодичной безаварийной и безремонтной эксплуатации первых двух MAN были закуплены 50 автобусов в кузове А78, при частичном банковском кредитовании сделки. Всего администрация Владивостока закупила 71 автобус большой вместимости марок MAN и "Daewoo" для муниципального предприятия ВПОПАТ-1:
НефАЗ-5299.
В соседнем с Владивостоком городе Артёме в качестве муниципальных работали такие НефАЗы и "Hyundai New Super Aero City". Фото сделано в 2011 году:
НефАЗ-5299.
Встретился во Владивостоке на маршруте № 106 "Железнодорожный вокзал - Артём ГРЭС":
"Asia AM937".
Поговаривают, что в Корее эти автобсы предназначались для перевозки полиции, поэтому снабжены третьей дополнительной дверью с левой стороны. Фары тут стоят не родные, а от "Hyundai Aero City":
"Asia Cosmos".
Такие автобусы у нас встречаются достаточно часто. И также только со временем они стали появляться с "городскими" сиденьями и штатной второй дверью. Со временем компания KIA поглотила "Asia" и они стали называться "KIA Cosmos". Со временем их дизайн изменился. Они также используются предприятиями в качестве служебных.
В Спасске-Дальнем есть несколько таких автобусов. В целом удобны, хотя, конечно, проигрывают по вместимости "старшим братьям". Но пока не переполнены, нареканий не вызывают:
"Asia Cosmos" таможенной академии (Владивосток). Без фирменной ливреи:
И с ней:
ПАЗ "Вектор NEXT" в ливрее Таможенной академии (Владивосток).
Такие автобусы работают и на городских маршрутах, причём в 2019 году их закупили и в Спасске. Что я могу о них сказать? Конечно, приятно сесть в новый автобус, но долго ли он таким останется при ежедневной эксплуатации? Что сразу отметил - двигатель очень хорошо слышно даже в конце салона, отсутствие накопительных площадок и узкий центральный проход делают поездку в час пик настоящим испытанием. А ещё пластик ну очень дешёвый на вид, а в районе заднего стекла постоянно скрипит с первых же дней. В целом автобус приемлемый, но только в качестве служебного либо на не загруженных маршрутах:
"Hyundai AeroTown".
Этот работает в Артёме. Маршрут № 101 "Артём - ст. Угольная". Такие автобусы бывают как в городском исполнении с обычными сидениями и двумя дверями, так и в междугородном - с креслами и одной дверью. Нередко используются в качестве служебных или заказных:
"Mitsubishi Fuso" на центральной площади Владивостока:
И ещё один, уже с привычной эмблемой на передке:
"Sunlong SLК6798F1А".
Снят в Садгороде, пригороде Владивостока. "Китайцам" мы ещё уделим внимание:
ПАЗ-3206 (там же, в Садогороде, напротив автомузея, который я ежегодно посещаю).
Несмотря на "гражданскую" окраску, стоит на службе, о чём говорят чёрные номера (причём 45-й код указывает на Военно-морской флот):
В 1990-е годы из Японии больше всего везли "Toyota Coaster", "Nissan Civilian", "Mitsubishi Rosa", "Hino Rainbow", "Mazda Parkway". Удачей было сесть в такой автобус с повышенной крышей, где можно стоять в полный рост ("Civilian" на фото именно такой). "Hino" в этом плане были удобнее, у них с высотой салона полный порядок. Двери у них переносили с левой на правую сторону. Салоны у некоторых имели улучшенную отделку: велюровые (или что-то похожее) сиденья, аудиосистемы, мощные системы отопления и вентиляции и т.д. Изредка встречались автобусы "Isuzu" и "Nissan Diesel". Быстрее всего парк обновился во Владивостоке. В других приморских городах ЛАЗы и ПАЗы дольше не сдавали своих позиций:
"Mitsubishi Fuso Rosa", предназначавшийся для перевозки туристов:
"Mitsubishi Fuso Rosa", третье поколение.
По маршрутам они не бегают, используются как заказные либо служебные:
"Toyota Coaster" третьего поколения, начало выпуска - 1993 год.
Такие автобусы официально продавались и в России. Во Владивостоке встречаются экземпляры и с левым рулем, и с правым. Работают обычно в качестве служебных и заказных. Конкретно этот, на неместных номерах, возил иностранных туристов. "Coaster" четвёртого поколения был представлен в конце 2016 года:
Ещё одна "Toyota Coaster", с правым рулём:
И ещё одна, совсем старенькая:
Служебный "Nissan Civilian" в Артёме:
"Asia Combi".
На смену 20-местным японским автобусам вроде "Toyota Coaster" или "Nissan Civilian" пришли машины аналогичного класса из Республики Корея и КНР. Работают они в основном на менее загруженных маршрутах, где эксплуатация больших автобусов нецелесообразна, либо где размеры стоянок ограничены. Также встречаются в качестве заказных и служебных:
"Daewoo Lestar".
Их мало на дорогах (пошлины, утилизационные сборы и прочие прелести). Этот экземпляр - маршрутный ("Металлобаза - железнодорожный вокзал"), есть и заказные:
"AdMirall HQG6601D".
Китайские автобусы в качестве маршрутных также работают во Владивостоке и окресностях. Но их не так много, как техники из Республики Корея. Гораздо больше у нас заказных, служебных или междугородных "китайцев":
Перевозкой пассажиров занимаются и обычные микроавтобусы.
"Volkswagen Crafter" ("Луидор-2237").
Кроме муниципальных MAN и "Daewoo" для ВПОПАТ-3 были закуплены автобусы малой вместимости марки "Volkswagen". Автобус на фото изготовлен в 2013 году:
А это заказной "Volkswagen Crafter" первого поколения:
"Renault Master" в качестве маршрутки ("Луговая - Центр").
Для Владивостока эта модель редкость, тем более на маршруте:
"IVECO Daily" (он же "Нижегородец").
Редкий у нас. В данном случае попался служебный. Несколько штук встречаются и на маршрутах внутри города и пригородных:
"Hyundai Grace".
Одна из самых популярных у нас маршруток. "SsangYong Istana", "Toyota Hiace" и другие не столь массово встречаются в этой роли. "Газели" и европейские микроавтобусы пришли к нам значительно позже. Праворульную технику уже давно убрали с маршрутов. А эти автобусики год за годом возят пассажиров и в городах, и в пригородах.
Хорошо я их запомнил в Спасске. Сейчас почти не встречаются - по-моему, только на одном маршруте, второстепенном. А раньше такие машины составляли чуть ли не основу пассажирского автотранспорта в городе. Удобно было разве что рядом с водителем и в передней части салона. Сзади же... Сидеть нормально, а вот выбираться! И это если докричишься до водителя и он остановит там, где тебе надо. Добавьте сюда складные сиденья в проходе, с которых нужно согнать пассажиров, чтобы добраться до выхода - и вы поймёте, почему об уходе таких машин с основных маршрутов я точно не жалею:
Ну и, завершаем обзор тяжеловесами. Чаще всего у нас встречаются междугородные автобусы марок "Daewoo", "Hyundai" и KIA.
"Daewoo BH117H":
"Daewoo BH120F":
Более новый представитель марки "Daewoo". Год постройки - 2011. Работает в качестве заказного:
"Daewoo BH115H", автобус-клуб:
"Daewoo FX116 Cruising Arrow".
Очередное поколение корейских бигбасов. Таким массовым, как раньше, оно уже не будет. Пошлины, импортозамещение ("пазиков" и "газелей" очень много стало, и ЛиАЗы попадаются во Владивостоке). Но мне как пассажиру корейские автобусы удобнее. И дизайн хороший. Менее вычурный, чем у "китайцев":
Рядом с "Hyundai Aero Town":
"Hyundai Aero Space LD".
По сути это та же модель "Aero City", только в междугороднем исполнении, с высокими сидениями и одной дверью. Круглые фары пришли на смену квадратным и у городских модификаций:
"Hyundai Aero Hi-Space":
"Hyundai Aero Space LD":
"Hyundai Universe Space".
Эта модель пришла на смену зарекомендовавшей себя серии "Hyundai Aero". Главное отличие - безрамная конструкция. Кузов монокок, положительно сказывается на управляемости автобуса, а также обеспечивает значительно более низкий уровень вибраций, продольной и поперечной раскачки, по сравнению с моделями традиционной конструкции. Комфортабельность автобуса повышается за счёт увеличения ширины и высоты салона (40 мм и 55 мм соответственно). А для лучшего переднего обзора пассажиров водительское сидение опущено на 65 мм. Особое внимание было уделено усовершенствованию дизайна спинок пассажирских сидений для лучшей поддержки поясницы и шеи. "Universe" обладает трехзонным климат-контролем, позволяющим устанавливать температуру отдельно для передней, средней и задней секции автобуса. Благодаря увеличению колеи на 7 мм, а также более точной настройке пневмоподвески, улучшились ходовые показатели и уменьшилась вибрация кузова. Дизельный двигатель "Powertec D-6" развивает 380 л.с. либо 410 л.с. "Hyundai Universe" предлагается в двух модификациях. "Luxury" (на фото) - базовая модель междугороднего/туристического автобуса. Уже в базовой версии автобус оснащён самыми современными системами, обеспечивающими безопасность и комфорт для водителя и пассажиров. "Noble" - модель с увеличенными габаритными размерами и улучшенной базовой комплектацией. Увеличение габаритов позволило увеличить расстояние между пассажирскими сиденьями и получить больший объем багажного отделения. Автобус данной модификации отлично подходит как для использования в качестве туристической (экскурсионной), так и в роли корпоративной машины:
"Asia AM928".
Заказной. Привёз привез участников традиционного парада на празднование Дня Победы в город Артём:
"KIA Super Premium Granbird" ("Greenfield").
Самая массовая модель этой марки, встречающаяся у нас. Данный экземпляр выпущен в 2008 году. Принадлежит местной турфирме:
"KIA Granbird".
Более новый представитель этой модели:
На этом "KIA Granbird", насколько я могу судить, возят иностранных туристов, причём из вполне конкретного государства:
"Higer KLQ6129Q".
С корейскими автобусами междугородного класса всё сильнее конкурирует техника из Поднебесной. Такие автобусы появились у нас в 2008 году. Они работают на междугородних линиях, а также возят челноков и туристов:
"King Long XMQ6127":
"King Long XMQ6129":
Есть ещё "немец" - "MAN R07 Lion's Coach".
Автобус владивостокского хоккейного клуба "Адмирал". Построен в 2011 году:
Ну и напоследок - "Ikarus 256", причём приписанный к Спасскому автотранспортному предприятию. Одно время такие автобусы возили рабочих на Новоспасский цементный завод, ныне в Спасске-Дальнем их уже нет. Однако, по данным всё того же сайта Fotobus, этот автобус по-прежнему эксплуатируется в качестве служебного. По факту же автобус куплен частным лицом, находится в Артёме и ещё не восстановлен:
На этом всё.
Спасибо за внимание!